Найти тему

Отсутствие ролей, смерть сына. Как закончилась карьера Валентина Зубкова

В актеры не всегда приходят после получения соответствующего образования, но в советское время такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Валентина Зубкова судьба привела в кино весьма причудливым путем, но он сумел стать мастером эпизода, которого замечали и любили зрители, снялся в знаковых фильмах своего времени, получил почетное звание заслуженного артиста РСФСР — и внезапно исчез с экранов, не доиграв роли, которые должен был сыграть. Но у этого исчезновения была своя, очень трагическая причина.

Самоучка из военного поколения

Зубков принадлежал к тому поколению, которое окончило школу накануне войны. Он родился в Рязанской области 12 мая 1923 года, после начала Великой Отечественной поступил в Армавирское авиационное училище — и через два года в звании младшего лейтенанта попал на фронт. Долго воевать будущему актеру не довелось — уже в войсках у него обнаружили туберкулез, его комиссовали по здоровью, но звание ветерана он заслужил честно. После возвращения на «гражданку» он поселился в Москве — и именно там началось его увлечение актерской игрой. Параллельно с основной работой Зубков занимался в кружке художественной самодеятельности и даже получил пару ролей в кино. Роли были совсем крошечные, но фильмы ставили известные режиссеры — это были «Близнецы» Константина Юдина (он делал довоенные «Девушку с характером» и «Сердца четырех») и «Русский вопрос» Михаила Ромма.

Позже Зубков оказался в студии, которую вел театральный актер и режиссер Константин Воинов. С благословения учителя карьера талантливого самоучки, что называется, пошла. В 1956-м он сыграл одну из главных ролей в фильме о целине «Это начиналось так...», который сняли Яков Сегель и Лев Кулиджанов; в этой картине одну из первых своих ролей сыграл Ролан Быков. А почти сразу после «целинного» фильма Зубков прошел пробы в проекты, которые делали режиссеры Михаил Калатозов и Юлий Райзман.

Очень популярный артист

Фильм Калатозова назывался «Летят журавли», был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», получил главный приз Каннского кинофестиваля и всенародную любовь как одна из лучших советских картин о Великой Отечественной. У Зубкова была роль второго плана — он играл Степана, друга Бориса (Алексей Баталов), с которым они вместе выходили из окружения и который после Победы окончательно подтверждает его смерть, встретив Веронику (Татьяна Самойлова) на вокзале.

   Кадр из фильма «Летят журавли» (1957)
Кадр из фильма «Летят журавли» (1957)

Вторым большим фильмом для Зубкова стал «Коммунист» Райзмана — история из времен Гражданской войны и электрификации, где главную роль исполнил восходящая звезда того времени Евгений Урбанский. В этой картине Зубков сыграл отрицательного персонажа — кулака, которого по иронии судьбы звали Степаном, как и героя в «Летят журавли».

После этих двух фильмом Зубков, конечно, не стал звездой — но получил определенный вес в кинематографических кругах. Ну а дальнейший его взлет оказался связан со все тем же Воиновым, который в конце 50-х тоже решил податься в кино.

   Кадр из фильма «Коммунист» (1957)
Кадр из фильма «Коммунист» (1957)

Роль вместо Высоцкого

Разумеется, на одну из главных ролей в свой дебют Воинов позвал своего протеже. «Трое вышли из леса» — это детектив и военная драма; следователи МГБ после войны выясняют, кто из троих партизан, посланных на задание, мог быть предателем. Фильм не стал каким-то знаковым событием, но к тому времени имя уже работало на Зубкова, он получил следующую главную роль, и эта картина — шпионский детектив «Над Тиссой» — стала лидером советского проката 1958 года; ленту посмотрели 45,7 млн человек.

   Кадр из фильма «Трое вышли из леса» (1958)
Кадр из фильма «Трое вышли из леса» (1958)

Конечно, в «Над Тиссой» Зубков играл совершенно отрицательного героя — иностранного шпиона, который притворяется простым советским солдатом. И любопытно, что именно тогда впервые пересеклись творческие пути Зубкова и Владимира Высоцкого — начинающий актер и будущая звезда театра на Таганке пробовался на одну из ролей, но не был выбран режиссером.

Вообще в шестидесятые Зубков был «на коне». Он был счастливым талисманом Воинова — играл у него в «Солнце светит всем» и «Время летних отпусков», снялся у Кулиджанова в картине «Отчий дом», получил одну из ролей в советско-французском роуд-муви «Леон Гаррос ищет друга». Среди работ Зубкова — «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Евдокия» Татьяны Лиозновой, ленты «На войне, как на войне» Виктора Трегубовича, «Внимание, цунами!» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. У Тарковского он снова пересекся с Высоцким — вернее, «отобрал» у того роль; Высоцкий пробовался на капитана Холина, но худсовету эти пробы показались неубедительными, и они утвердили Зубкова.

   Кадр из фильма «Над Тиссой» (1958)
Кадр из фильма «Над Тиссой» (1958)

Трагедия за трагедией

Как раз в конце шестидесятых — в 1969-м — Зубков становится заслуженным артистом РСФСР, и получение этого звания словно сглазило артиста. Вернее сказать, он не смог до конца пройти испытание «медными трубами» — начал выпивать, что для почти пятидесятилетнего человека с его судьбой оказалось совершенно лишним. И причин для злоупотребления особых не было — просто сказалось окружение, которое тоже любило пропускать «по рюмочке». Уже в начале 70-х количество предложений сняться в кино — и тем более сыграть главную роль — резко сократилось. Он еще появлялся на экранах, сыграл у Родиона Нахапетова в картине «С тобой и без тебя» и еще в паре фильмов, но прежнего Зубкова было не узнать; фактически в 50 лет он оказался вне профессии, в которую попал по большей части случайно и которой посвятил всю жизнь.

Последним ударом для него стала гибель единственного сына Сергея. 23-летний юноша, который только отслужил в армии, утонул в реке. После этого известия Зубков перенес инсульт, у него началась сосудистая деменция, он перестал узнавать всех — в том числе и свою жену, с которой прожил 30 лет. Валентин Зубков скончался 19 января 1979 года, ему было всего 54 года. Он был похоронен на Черкизовском кладбище в подмосковном Подрезково, рядом с сыном.