Конь Боджек начинался как типичный adult swim, с карикатурной рисовкой, резкими контурами и немного пластиковой анимацией, но с каждым сезоном набирал темпы, под конец сериала став олицетворением экзистенциального кризиса, переживаемого многими людьми сейчас. За 6 сезонов Конь Боджек успевает достичь такой уровень драмы, какой не успевают многие современные сериалы, перевалив за десяток сезонов. В чем же секрет сериала, и почему его стоит посмотреть каждому, кто сейчас переживает не лучший период в своей жизни? Давайте разбираться.
Начнем с того, что Боджеку не тягаться по просмотрам с другими мастодонтами жанра ( На IMDB у Боджека – 168000 оценок, когда у Южного Парка – 387000,а у Рика и Морти – 550000), при всем при этом, предлагает он куда больше своих конкурентов. Боджека лучше не смотреть в хорошем настроении, тогда он сможет предложить вам лишь пару неплохих шуток, в основном подвязанных к американской культуре или кинематографу. Погружаясь в мир антропоморфных животных, вам вряд ли получится расслабиться и уйти от повседневности, скорее вы погрузитесь в нее сильнее. Зачем же тогда смотреть, и что же он дает?
Давайте сначала разберемся с персонажами. По своей сути, они архетипичны, но прописаны невероятно глубоко, из за чего каждый вызывает сопереживание. У нас есть: Тодд – сосед Коня Боджека, беззаботный, непривередливый, не имеющий ни места жительства, ни работы, ни отношений. Принцесса Кэрэлин – карьеристка, трудоголик, которая в пелене работы пытается найти свое счастье. Мистер Подхвост – жизнерадостный, наивный, простой: казалось бы, единственный персонаж сериала, не имеющий проблем, но, как мы знаем, за широкой улыбкой прячется глубокая печаль. Диана – честная и принципиальная, талантливая, не может найти себя из за тяжелого детства и абьюзивных отношений с другими персонажами. И наконец – сам Боджек: эксцентричный, грустный, эгоистичный, но при этом добрый и эмпатичный. Все они – такие, какие они есть, с ворохом недостатков, но и не без откровенных плюсов.
Таким образом, всего в 5 персонажах заключается множество черт характеров, они просты, у них приземленные цели, из за чего проще ассоциировать себя с ними ( часто кинокритики пишут фразу “ассоциировать себя с персонажем фильма”: всегда воспринимал это как бред, все же, сидя перед экраном ноутбука, понимаешь что никакой ты не персонаж фильма, и обычно в кино все решается легко, в последние 15 минут хронометража, а в боджеке, впервые, эта фраза приобретает смысл) . Проблемы здесь, как и в реальной жизни, не решаются по щелчку пальца. Скорее, даже наоборот, они тянутся за героями годами, пока не накапливаются в огромную стопку неприятностей, которые уже и решать не особо хочется.
Собственно говоря, в этом и секрет Боджека – он не пытается за глянцевой обложкой спрятать трудности и курьезные ситуации, с которыми так или иначе все столкнутся, а главное, что он делает – это говорит: “Послушай, ты не один, и я тебя понимаю”
И вот вас наверно волнует вопрос: раз это adult swim, то где же в нем юмор? Юмор есть, как и в реальной жизни - много и позитивных ситуаций. В моменты, когда меланхолия отходит на второй план, мультсериал пытается рассмешить зрителя, но смех выходит скорее истерическим, хоть многие шутки выдались действительно хорошими. К примеру, ставшее уже традицией для сериала обыгрывание фразы “есть 2 новости”, каждый раз, цитируемое по-разному.
Стоит еще и сказать о концепции и структуре сезонов. Пока первый сезон только нащупывал путь, по которому пойдет дальнейшее повествование, начиная со 2-ого сезона, схема была отработана: В каждом сезоне есть пару необычных серий, с интересным концептом – будь это серия под водой, в которой не произносится почти не единого слова, или серия с терзаниями Дианы, в которой ее параноидальные мысли обрисованы в совершенно разных стилях. Финал сезона состоит из 2 серий: 11-ой и 12-ой. Причем, самые сильные серии сезона – в основном 11-ые. Почти каждая обескураживает вас своим финалом и зачастую выводит на слезы. 12-ая же, наоборот, сбавляет темп, дав зрителю передохнуть, перед “американскими горками” в следующем сезоне. В каждом сезоне задается та или иная проблематика, во 2 - отношения, в 3 – зависимость, в 4 –трудное детство, в 5 – неотделимость себя от образа, ну а в 6 все объединяется, с целью задать нам главный вопрос: может ли человек измениться, и достоин ли он тогда прощения за свои прошлые поступки? Впрочем, ответа на все вопросы нам никогда не дают, из за чего, каждый примет для себя собственную сторону.
При всем при этом, Боджек не предлагает никакой морали. Буквально, за 6 сезонов – ни одного нравоучения и совета. Ни тебе “лесть гнусна и вредна” или “других не суди, на себя погляди” и тысячи других крылатых выражений, которые едва ли применимы к реальной жизни. Посмотрев, понимаешь, что совета быть и не может. Жизнь просто такая, какая есть, а потом ты умираешь. Иногда. А иногда, продолжаешь жить.