Как развивался бизнес в России с 1993 и до наших дней
В 2023 г. нам исполняется 30 лет. Хороший повод вспомнить и других юбиляров! В современной России не так много компаний, которые могут похвастаться таким, уже солидным, возрастом. Возможно, в историях бизнесов-одногодок есть еще что-то общее, кроме круглой даты? Давайте искать!
Телекоммуникации: МТС
Для начала окунемся в те далекие времена, когда операторы сотовой связи только начинали покорение России. Каждый новый старт становился не просто событием во внутрикорпоративном расписании! Начало работы МТС в Петербурге, например, горожане обсуждали, будто это событие культурной жизни, что-то вроде приезда знаменитой театральной труппы или премьера модного фильма… Кстати, МТС в Петербурге сперва часто ошибочно расшифровывали как «Московские Телесистемы«», хотя на самом деле буква М означает «Мобильные». Проигрывая главному конкуренту, компании Северо-Западный GSM, в том, что касается количества базовых станций и покрытия территории, МТС заманивала новых абонентов сверхнизкими ценами.
И так делала не только МТС. Все немногочисленные операторы сотовой связи тогда энергично боролись за клиентов, никогда ранее не пользовавшихся этим видом услуг (да, представляете, были такие люди!). Высококонкурентный рынок наглядно демонстрировал, как полезно для потребителя свободное соревнование провайдеров услуг. Тарифные «войны» операторов в конечном итоге вели к снижению цен на связь, а борьба за расширение абонентской базы способствовала увеличению зон покрытия.
Благодаря этому позже, в 2000-е, золотые для российского телекома времена, сформировалась то уникальное сочетание высокого качества услуг связи с очень низкими ценами, которое долгое время отличало нашу страну от многих развитых стран мира. Когда операторы стали предлагать мобильный интернет, Россия вышла на первое место по дешевизне тарифов с безлимитным мобильным интернетом. Средняя мировая стоимость гигабайта мобильного интернета к концу 2010-х была в 5 раз выше, чем в России. Несколько сильных игроков боролись за клиентов простейшим способом – снижая цены, и МТС сражалась с равными по силе конкурентами, подстраивалась под новые условия, а по истечении 30 лет по-прежнему остается одним из лидеров отрасли.
Продуктовый ритейл: «Лента»
Торговля – сфера экономики, которая прошла приватизацию 1990-х практически сразу же, целиком и на 100 процентов. Государственные предприятия торговли исчезли в одно мгновение, а бывшие советские граждане остались один на один с неведомой ранее частной торговлей.
Отличительными чертами торговой системы СССР были дефицит, ограниченный выбор товаров и страшно неудобный сервис. Постсоветская Россия уже не страдала от дефицита, но вот сервис и общая культура в торговой сфере первое время были не на высоте. Вспомним хотя бы (или погуглим картинки, если не застали) легендарные «ларьки» – маленькие неказистые торговые будки, набитые до отказа всем, что только пожелаешь, от пива до колготок…
Ситуация начала меняться с появлением магазинов типа «Ленты». Вместо старых продуктовых магазинов и ларьков рядом с метро стали расти огромные гипермаркеты. Нельзя сказать, что такой тип магазинов был совсем неизвестен россиянам. В Советском Союзе тоже строили так называемые универсамы, магазины с условно полным набором товаров, работавшие по принципу самообслуживания. Но по разнообразию и качеству ассортимента советские универсамы немногим отличались от обычных магазинов. Торговые сети, начавшие рост в 1990 гг., предложили такое разнообразие товаров, какое и не снилось гражданам СССР.
Продуктовый ритейл, наравне с центрами обслуживания операторов сотовой связи, стал самой динамично растущей отраслью в России. В то время как операторы связи боролись за клиентов, постоянно изменяя тарифные предложения, «Лента» и другие сетевые гипермаркеты внедряли хитроумные маркетинговые технологии, призванные, с одной стороны, завоевать симпатии покупателей, а с другой – конечно, увеличить итоговую сумму чека. Скидки, программы лояльности, а также такие незаметные, но эффективные, уловки как специальная выкладка товаров в торговом зале, – все подталкивало покупателя непременно сделать покупку и не уйти из магазина с пустой авоськой.
Поход в магазин перестал ассоциироваться с унынием очередей и прочими недостатками недоразвитого сервиса. Просторные торговые залы, изобилие товаров, привлекательные акции – в наши дни, благодаря «Ленте» и другим торговым сетям, регулярный шоппинг стал не просто удобным, но даже приятным занятием.
Жалко, пожалуй, только сетчатую авоську, которая практически полностью исчезла из обихода вместе со старыми советскими магазинами…
Электроника: «М.Видео»
Пожалуй, в языке поколений зумеров и миллениалов нет ничего подобного слову «фирма» (с ударением на последнем слоге). А когда-то именно так называли качественные импортные вещи, которые привозили из-за границы. Другое позабытое слово – «доставать» вместо простого современного «купить»... Таким был контекст, в котором появились первые магазины бытовой техники в России 1990-е годы.
Прибавьте к этому тот факт, что в советских реалиях по сути вообще не существовало рынка электроники. Магнитофоны, телевизоры, холодильники – продукция отечественного производства по всем параметрам проигрывала мировым брендам, постоянно ломалась, а если не ломалась, то считалась уродливой, неудобной и бесполезной. Но, конечно, ею все равно торговали: телевизорами в магазинах телевизоров, холодильниками – в магазинах холодильников… А вот компания «М.Видео», основанная в 1993 году, объединила в одной большой торговой точке всю бытовую технику – от кухонных весов до плазменной настенной панели. Получился супермаркет самой современной (да еще и импортной!) электроники. Так что у россиян, получивших возможность зарабатывать деньги, появилась и хорошая возможность эти деньги потратить – на «фирменную» технику, которую раньше могли заполучить только счастливчики, ездившие за границу.
Начинала «М.Видео» с продажи видеотехники, отсюда и название сети, и в первые годы своего существования работала только в Москве. В 1997 году работало уже 7 магазинов, сеть постепенно росла. А постепенно пришла к тому, к чему рано или поздно приходят все большие торговые компании: помимо продажи товаров знаменитых зарубежных компаний, в «М.Видео» занялись продажей более дешевой аналогичной техники, производимой под собственным брендом, в том числе в России.
На данный момент в «М.Видео» в более чем 30 категориях представлены товары под собственными торговыми марками магазина – Novex и Hi. Последнюю запускали еще в «Эльдорадо», но после объединения брендов в 2018 г., марка тоже «перешла по наследству» к «М.Видео». Кстати, именно после того слияния компания «М.Видео» стала крупнейшей розничной сетью электроники в России.
Банки: ДОМ.РФ
ДОМ.РФ – с одной стороны, довольно юный банк, о его существовании мы все узнали только в 2018 г. Но датой его рождения все-таки нужно считать 1993 г.: тогда был учрежден «Рокабанк», позднее переименованный в банк «Российский капитал». После банк вступил в тяжелую схватку с кризисом 2008 года, и в итоге преобразовался в 2018 г. в Банк ДОМ.РФ.
С той поры банк стал специализироваться на жилищной сфере. Государство, которое является владельцем банка ДОМ.РФ, захотело создать универсальный ипотечный банк, который занимался бы всем, что связано с финансированием строительства жилья – от выдачи кредитов на покупку квартир до финансирования компаний-застройщиков.
Кстати, вспомним: 30 лет назад почти никто не понимал даже само слово «ипотека». Но – как говорится, слова не было, а потребность в подобной услуге у потребителей была. И именно мы, компания RBI, в самом начале своей деятельности, вывели на рынок эту услугу, взяв на себя роль посредника между покупателем квартиры и банком.
Федеральный закон «Об ипотеке» был принят только в 1998 г., но первые ипотечные кредиты тогда выдавались под 40% годовых (!) сроком на три года, да а работали в этой сфере от силы 2-3 банка... На этом фоне наше предложение 1997 года с погашением кредита в срок 10 лет и ставкой порядка 20-25% выглядело сказочно.
Считается, что ипотека в России вышла на новый этап где-то около 2005 года. Тогда банки начали предлагать кредиты под 10-12 % годовых на длительный срок. Развернулась конкурентная борьба за клиентов, с каждым годом объемы кредитов в стране росли. ДОМ.РФ за считанные годы превратился в лидера рынка ипотечного кредитования, и сейчас он входит в пятерку крупнейших банков России по объему ипотечных кредитов.
Если же говорить о кредитах на покупку жилья только в новостройках, то ДОМ.РФ занимает прочную позицию в топ-3 банков России. И этот рынок не подкосила даже пандемия: благодаря льготному кредитованию покупателей на первичном рынке недвижимости, спрос не только не упал, но даже вырос. А ДОМ.РФ выступил надежным и удобным инструмент для проведения программ с господдержкой.
Хлеб и лакомства: «Каравай»
Хлеб в России – всему голова! И, одновременно, огромный рынок с гарантированным спросом. Наверное, можно было бы даже печь исключительно ржаной (черный) хлеб и пшеничный (белый) хлеб, и не иметь особых проблем с бизнес-показателями. Но, к счастью для всех любителей булочек, ассортимент хлебобулочных изделий, да и прочих товаров «к чаю», за последние 30 лет только растет.
Один из известнейших в стране производителей хлеба – «Каравай». Строго говоря, его история началась не три десятка, а гораздо больше лет назад, в день открытия на Херсонской улице Хлебозавода имени 10-летия Великого Октября, позже переименованный в «имени Бадаева». Но именно в 1993-м, после приватизации, у предприятия появилось новое название и началась новая история.
Бизнес рос как на дрожжах: постепенно компания получила контроль над хлебозаводом «Заря» (20% акций), Кушелевским хлебозаводом (21%), заводом «Паляницы» (17%) и комбинатом «Невская сушка» (100%), а в 2012 году приобрела самарский хлебозавод №5. В Петербурге на сегодня «Каравай» контролирует приблизительно 30-40% рынка хлеба, а в целом по России, если верить исследованиям маркетологов, входит в тройку главных производителей хлебобулочных изделий.
А вслед за увеличением ассортимента продукции, росла и развивалась и культура чаепития: чем шире в магазинах выбор качественных печенек, тем тоньше становились вкусы потребителей! Так что «Каравай», в определенном смысле, способствовал и продолжает способствовать воспитанию вкусов россиян.
…30 лет – целая эпоха. За это время успевает вырасти пара новых поколений потребителей. Тем удивительнее, что некоторые компании одновременно с нами успешно развиваются все эти годы, преодолевают кризис за кризисом и продолжают пользоваться заслуженной популярностью и неизменной симпатией своих клиентов. Что же гарантирует им такую лояльность? Стабильность на протяжении десятилетий или, наоборот, умение меняться и каждый раз соответствовать моменту? Финансовая консервативность, а значит, надежность, или же – готовность иногда рисковать? Что-то особенное, заложенное в ДНК бренда, что рождает не просто доверие, а чувство близости и дружеской привязанности?
Как вы думаете? И какие бренды сопровождают по жизни вас и ваши семьи? Делитесь в комментариях, будем рады узнать ваше мнение!