Найти тему
Журнал МУЗилка

Мы будем помнить. 7 популярных клипов 90-х, снятых Михаилом Хлебородовым

Оглавление

Памяти режиссера и клипмейкера.

5 мая ушел из жизни режиссер Михаил Львович Хлебородов, ему было всего 56 лет. Даже если это имя вам ни о чем не говорит, его работы вы наверняка видели. Не будучи музыкантом, он оставил заметный след в истории российской музыки и шоу-бизнеса: он визуализировал многие популярные хиты конца XX – начала XXI столетия, работал со звездами эстрады и рока. Песни из 90-х, на которые он снимал клипы, популярны и сами по себе, но в памяти населения неразрывно ассоциируются, в том числе, и с видеорядом. Стоит вспомнить песню - в памяти всплывают и кадры из клипа, снятого Хлебородовым. В публикации памяти режиссера и клипмейкера обратимся к некоторым популярным его работам 90-х годов.

Из биографии одного из ведущих клипмейкеров страны широкой аудитории известно не многое. Москвич Михаил Хлебородов появился на свет 9 марта 1967 года. Уже в школьные годы мальчик решил, что свяжет свою жизнь со сферой кино и телевидения. Его альма-матер стал ГИТИС, высшее образование он получил в 1992-м году. Начинать карьеру со съемок кино и рекламы – обычное дело для выпускников режиссерских факультетов. Через этот этап проходят многие. Так поступил и Миша Хлебородов и сделал имя именно в этой нише, быстро зарекомендовав себя в музыкальных кругах. Михаил Хлебородов проявился и в большом кино. Самой заметной его картиной стала дебютная полнометражная работа «Параграф-78» 2007 года. Фильм снимался по мотивам рассказа Ивана Охлобыстина.

-2

Всего в его режиссерской фильмографии 9 работ, включая музыкальные телефильмы, программу «Новогодняя ночь» для первого канала и документально-игровые проекты. Помнить Михаила Хлебородова будут, прежде всего, как телевизионного режиссера и клипмейкера. Одна из песен, обретших видео воплощение благодаря Хлебородову, как раз называется «Я буду помнить», с неё и начнем обзор.

А. Иванов и В. Пресняков-младший. «Я буду помнить»

В начале 90-х лидер группы «Рондо» Александр Юльевич Иванов частенько гастролировал совместно со своим другом Владимиром Владимировичем, представителем известной музыкальной семьи Пресняковых. На совместном выступлении в Бийске публика впервые услышала из их уст композицию «Я буду помнить» авторства Александра Иванова. Эту песню он показал Преснякову ещё в Москве, во время гастролей на Алтае музыканты вспомнили об этой песне, решили её сделать и тут же на месте устроили премьеру, а когда вернулись в Москву, записали композицию у Стаса Намина.

На дворе стоял 1990-й год, такая профессия как клипмейкер в нашей стране только-только оформлялась, молодой режиссер Хлебородов, не успев даже закончить институт, уже имел определенную известность в музыкальных кругах, зарекомендовал себя на этом поприще, создавая недорогие в производстве, но запоминающиеся и модные для своего времени ролики. И за клипом тандем Иванов-Пресняков обратился к нему и не прогадал.

«Когда приехали в Москву, я позвонил Мише Хлебородову – он тогда уже снимал такие модные клипы Саруханову, «Моральному кодексу», был очень востребованный. В общем, мы, опять же на студии Стаса Намина, записали с Вовой песню «Я буду помнить». А Миша Хлебородов снял нам за какие-то небольшие деньги видео, которое стало популярным»

рассказывал Владимир Пресняков.

Кар-Мэн. «Лондон, гуд бай»

«После серии работ, которые даже у меня не остались в памяти, судьба свела меня с проектом «Кар-Мэн», - говорил Михаил Хлебородов.

Работу с «экзотик поп-дуэтом» Богдана Титомира и Сергея Лемоха клипмейкер выделял как важную, поворотную веху в своей карьере. Их сотрудничество началось с музыкального видео на песню «Лондон, гуд бай». Композиция, написанная Сергеем Лемохом в конце 80-х годов, вышла в составе концептуального альбома «Вокруг света». Название пластинки говорит само за себя. В каждой песне присутствовали образы разных стран и городов. Композиция о британской столице стала хитом не только этого альбома, но и в целом дуэтного проекта Титомира и Лемоха. Её называют «визитной карточкой» группы «Кар-Мэн», а клип, снятый Михаилом Хлебородовым характеризуют не иначе, как маленький шедевр. Музыкальное видео вышло в 1991, премьера состоялась в программе «МузОбоз».

Богдан Титомир. «Делай, как я»

С Титомиром у Хлебородова сложились дружеские отношения. Их сотрудничество продолжилось в сольном творчестве Богдана Петровича. Покинув группу «Кар-Мэн», музыкант, прозванный «дедушкой русского рэпа», в том же 1991 «выстрелил» с хитом «Делай, как я». Слова этой песни написал Герман Витке, который помог Титомиру найти образ и выбрать вектор развития. Песня стала, как бы сегодня сказали, «вирусной». Её часто вспоминают как одно из олицетворений «смены вех» и «новых веяний» в отечественной музыке переломной эпохи, создавалась и звучала эта композиция на фоне важных исторических событий.

Этот клип Титомира режиссер Михаил Хлебородов назвал знаковым, работа над ним велась в августе 1991 года, прямо во время путча и в непосредственной близости от тех мест, где вершились судьбы страны. Съемки проходили в центре столицы на Трехгорной мануфактуре. Процесс, по словам Хлебородова, занял одну ночь.

Алена Свиридова. «Розовый фламинго»

Свою «визитную карточку» - хит «Розовый фламинго» Алена Свиридова сочинила во время поездки по железной дороге. В вагоне поезда «Москва-Минск» родился текст, зазвучавший из уст певицы в 1994 году.

«Розовый фламинго, дитя заката, розовый фламинго здесь танцевал когда-то», -

когда звучат эти строки, в голове сами собой всплывают кадры стильного видеоклипа. Работа Михаила Хлебородова по итогам 1994 года удостоилась награды «Клип года» по версии BIZ.TV.

Снимать видеоклип Алена доверила уже проверенному мастеру, это был не первый опыт их сотрудничества. Выпущенное годом ранее музыкальное видео Свиридовой на песню «Никто никогда» также снимал Хлебородов.

Мумий тролль. «Утекай»

Преодолев долгий путь от Владивостока до Москвы через Лондон, музыка группы «Мумий тролль» донеслась до широкого слушателя в 1996-1997-м годах. Популярность коллективу принес альбом «Морская». Хитом этой пластинки стала песня «Утекай», написанная Лагутенко на английской земле. Клип на композицию предварял выход альбома 1997 года. Своеобразная песня обрела не менее оригинальный видеоряд благодаря режиссеру Михаилу Хлебородову. Музыкальное видео про «странного парикмахера» называют одним из самых модных и стильных клипов того времени. Девушку, которую преображает Илья Лагутенко, зовут Настя.

Лидер группы «Мумий тролль» о съемках клипа рассказывал:

«В задумке это должна быть некая история, перетекающая из одной в другую. И это "из одной в другую" решили посредством фотомодели по имени Настя. После съемок я ее много раз встречал, но никак не мог узнать, потому что в клипе «Утекай» она была лысой, а с тех пор лысой больше не появляется. Это была идея Хлебородова: ножницы и бритва - вживую, в режиме реального времени я должен был ее подстричь. Как держать в руках ножницы, я знал, а вот машинка была, конечно, ужасная. Как сейчас помню: девушка визжала и кричала, ей бедняжке, конечно, досталось»

Маша и медведи. «Любочка»

«Клип отечественной рок-группы с лысой девушкой в кадре», - такое описание подходит не только к клипу «Утекай», но и к другой работе режиссера Хлебородова. Эпатажным имиджем и отсутствием волос на раннем этапе карьеры выделялась Мария Макарова, фронтвумен группы «Маша и медведи». В 1998 году коллектив представил песню «по мотивам стихотворения Агнии Барто». В обработке Макаровой и под написанную ею музыку строки детской поэтессы обрели совсем иной смысл, и образ Любочки далек от созданного в стихотворении. Композиция вышла на альбоме «Солнцеклёш». С Михаилом Хлебородовым группа работала над двумя клипами для этой пластинки. Помимо «Любочки» Михаил Львович снял для «Маши и медведей» клип «Без тебя».

Съемки «Любочки» проходили в Индии. Под стать локации клип вышел колоритным и экзотичным, ещё больше отдаляя восприятие песни от знакомого всем с детства стихотворного оригинала.

Дмитрий Маликов. «Ещё, ещё».

Снимать клипы за границей для 90-х годов было обычным делом. У работ Михаила Хлебородова обширная география, с Дмитрием Маликовым, например, он работал в Праге.

В этом году исполнилось 25 лет песне «Звезда моя далекая». Пятый в дискографии Дмитрия Маликова альбом выпущен лейбом «Джем» в апреле 1998 года. Наряду с заглавной песней «Звезда моя далекая» заметным хитом с этой пластинки стала композиция «Ещё, ещё», написанная Маликовым на стихи Лилии Виноградовой. На чешской земле Михаил Хлебородов снял на эту песню аскетичный и атмосферный черно-белый клип.

С точки зрения большого кино и масштабных телевизионных проектов, сериалов, съемки клипов кажутся куда менее серьёзным делом. В то же время клипы – особый вид визуального искусства. Органично, грамотно и интересно проиллюстрировать музыкальный трек, рассказав целую историю за 3-4 минуты – нетривиальная творческая задача. Известных клипмейкеров в нашей стране намного меньше, чем известных кинорежиссеров, их труд остается «за кадром» во всех смыслах слова, а имена не особо известны широкой публике. Михаил Хлебородов - один из тех, кто внес весомый вклад и оказал существенное влияние на становление и развитие культуры музыкального клипа в нашей стране.

Истории большинства песен, о которых сегодня шла речь, я уже рассказывал на канале в разных публикациях в другом контексте. «Я буду помнить» - в материале о хитах в исполнении Иванова, «Утекай» - в подборке песен Мумий Тролля, «Розовый фламинго» вспоминал в связи с её реинкарнацией группой «CreamSoda», «Лондон, гуд бай» в выпуске рубрики «Музыкальная география» на соответствующую тему, о «Любочке» была отдельная публикация. Печальный повод побудил вновь обратиться к разным песням 90-х уже в контексте видеоклипов. Это лишь малая часть наследия клипмейкера Михаила Хлебородова.

Материал основывается на данных из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни, смотрите любимые клипы и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.