Продюсер Ирвин Шапиро задумался о возможном продолжении, ещё когда они с Сэмом Рэйми пытались выпустить в прокат первый фильм. Он поделился этой мыслью с Рэйми, и тот, после долгих раздумий, остановился на идее крупномасштабной средневековой эпопеи, действие которой разворачивается в 1300 году нашей эры, с мертвецами, замком и путешествующем во времени Эшем. Рэйми придумал сюжет, а затем совместно с Шелдоном Леттичем (Кровавый спорт, Рэмбо 3) начал работу над сценарием. Шапиро очень понравилась придуманная Рэйми идея, и в мае 1984 года он для привлечения инвесторов сделал рекламный постер будущего фильма под названием "Зловещие мертвецы 2: Зловещие мертвецы и Армия тьмы" (Evil Dead II: Evil Dead и the Army Of Darkness). Продюсер предложил этот проект студиям Universal и 20th Century Fox, но никто из них не проявил заинтересованности и поэтому сценарий было решено отложить до лучших времён.
Рэйми тем временем решил заняться производством своего первого студийного фильма под названием "Волна преступности" (Crimewave, 1985) основанного на сценарии тогда ещё начинавших свой творческий путь братьев Коэнов. Это была относительно недорогая криминальная комедия с бюджетом $2,5 млн. для известной голливудской студии Columbia Pictures, при работе над которой Рэйми был обещан полный творческий контроль. Но как обычно это бывает, всё пошло не по плану, бюджет был превышен, Рэйми от окончательного монтажа был отстранён, а вышедший в прокат фильм оказался провальным в финансовом отношении и получил очень неоднозначные отзывы от критиков.
Вот как сам Рэйми отзывался об этом этапе своей карьеры: "Смотреть на него [фильм] не могу. Это очень болезненно. Этот опыт был просто ужасным. Предполагалось, что главную роль сыграет Брюс Кэмпбелл. Но за пару месяцев до начала студия сказала: «Нет, он здесь сниматься не будет». Они убрали моего композитора Джо ЛоДуку, с которым мы вместе работали над «Зловещими мертвецами». Они не позволили мне смонтировать "режиссерскую" версию. Они уволили моего монтажёра примерно через две недели после того, как мы закончили съемки, и перенесли работу над фильмом из Детройта в Лос-Анджелес. У них был свой собственный монтажёр, который работал по их указаниям. Это был полный хаос."
Оправившись после этой неудачной попытки попасть в высшую кинематографическую лигу, Сэм Рэйми, Роберт Тапперт и Брюс Кэмпбелл, чтобы восстановить доверие к себе крупных голливудских студий, решают запустить в работу продолжение "Зловещих мертвецов". Какое-то время они пытались заключить сделку с производственной компанией Embassy Home Entertainment, с которой работали и над "Волной преступности", после пяти месяцев ожидания, начали искать другие варианты. Параллельно с поиском инвесторов друзья начали набирать членов съёмочной группы для будущего фильма. Одна из претенденток, по счастливой случайности работала над режиссёрским дебютом известного писателя Стивена Кинга "Максимальное ускорение" (Maximum Overdrive, 1986), который тот снимал для известного итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса.
Кинг был большим фанатом первых "Зловещих мертвецов" и во многом способствовал его популярности, так что, когда он узнал, что Рэйми собирается снимать продолжение, то сразу же предложил ему встретиться и обсудить это за ужином. Когда Кинг оказался в курсе финансовых затруднений Рэйми и его приятелей, то предложил им всем вместе встретиться с Де Лаурентисом, с которым у него была сделка на производство нескольких фильмов. В декабре 1985 года они вылетели в Италию, где и состоялась встреча. Рэйми планировал получить бюджет около $4 млн., однако в ходе обсуждений, которые продлились всего 20 минут, Де Даурентис согласился выделит только $3,5 млн., а также потребовал, чтобы продолжение было больше похоже на первую часть, а не на средневековую эпопею. Также одним из условий соглашения, было то, что Рэйми обязуется снять фильм с возрастным рейтингом "R".
Так что Рэйми пришлось снова засесть за работу над сценарием, в этот раз в помощь себе он позвал своего давнего приятеля Скотта Шпигеля, с которым работал ещё над своими ранними короткометражками. Поначалу они работали в доме у Рэйми в Силвер-Лейк, что в Лос-Анджелесе. Но вместе с ними в доме в то время также проживали Джоэл и Итан Коэны, Фрэнсис Макдорманд, Кэти Бейтс и Холли Хантер. Правда позже на время работы в поисках уединения они вынуждены были переехать.
Изначально планировалось включить кадры из первого фильма в краткий пролог в начале второго, но поскольку права на него были проданы компанией продюсера Ирвина Шапиро примерно пятидесяти различным дистрибьюторам по всему миру, это означало бы получение разрешения от каждой из них. А некоторые из них уже даже успели обанкротиться и прекратить своё существование, так что это было практически невыполнимо. Рэйми решил переснять пролог заново, но сделать его настолько коротким, насколько это было возможно, сократив количество персонажей до Эша и Линды.
Также было решено выделить комедийную составляющую, чтобы можно было без труда отличить сиквел от его предшественника. В своём новом варианте сценарий сочетал и серьёзные, и комедийные элементы, а все хоррор составляющие были в основном выполнены в комедийном ключе. Шпигель попытался добавить и немного логики в происходящее, установив некоторые правила, по которым человек становился одержимым демонами. Демон, перед тем как овладеть телом человека, сначала должен был его испытать - выяснить насколько он силён духом, хороший он или плохой. Большая часть действия снова происходила внутри хижины, поскольку бюджет фильма оказался меньше чем рассчитывали создатели. Прежде чем сценарий обрёл свою окончательную форму он бы переписан семь раз.
В своей работе Рэйми и Шпигель вдохновлялись известным комедийным трио "Три болвана" (The Three Stooges) и их многочисленным наследием, а также другими комедийными фильмами, снятыми в жанре фарса. Идею сражения Эша с собственной рукой Шпигель позаимствовал из собственной короткометражки "Атака руки помощи" (Attack of the Helping Hand!, 1979), которая в свою очередь основывалась на рекламе линейки продуктовых товаров Hamburger Helper от компании Eagle Foods.
И хотя Рэйми заявлял, что "Зловещие мертвецы 2" это продолжение, в сюжете между первым и вторым фильмом можно увидеть несостыковки. Так, например, в финале первого фильма Эш сжигает Некрономикон, а во втором он остаётся в целости и невредимости, трупы других героев первой части не показываются и не упоминаются во второй, а сама хижина остаётся не тронутой, до самой кульминации сиквела, хотя в конце оригинала она была уничтожена.
Когда дело дошло до кастинга, то, когда создатели связались с Бетси Бейкер, исполнившей роль Линды в первом фильме, оказалось, что она не сможет сняться в продолжении, поскольку была к тому времени уже замужем и ждала своего первого ребенка, так что её роль исполнила Дениз Бикслер. Планировалось, что героиню по имени Бобби Джо сыграет их общая приятельница и соседка Рэйми по его дому Холли Хантер, но в итоге роль досталась начинающей актрисе Кэсси ДеПайве, которая в то время носила фамилию Уэсли. На остальные роли также взяли малоизвестных и начинающих исполнителей - Сара Берри сыграла Энни Ноуби, Дэн Хикс исполнил роль Джейка, а Ричард Домайер появился в образе профессора Эда Гэтли.
Оператором Рэйми хотел взять Тима Фило, который снимал и первый фильм, но поскольку Тим никогда работал с 35-миллиметровой камерой, он сомневался, что эта задача будет ему по силам, да и его назначение на эту должность вряд ли одобрит Де Лаурентис. Так что на эту должность был нанят Юджин Д. Шлаглейт, с которым Сэм работал над пересъёмками "Волны преступности", и тот приехал со своей собственной командой и оборудованием. Правда Фило всё-таки поработал немного над этим фильмом, но только в последние пару недель и без упоминания в титрах.
Новые люди не вписались в уже устоявшийся коллектив и темп работы их не устраивал, так что после постоянных конфликтов к исходу второй недели съёмок Шлаглейта и его команду попросили удалиться, оставив своё оборудование. На его вместо в срочном порядке был назначен начинающий оператор Питер Диминг, имя которого и было указано в титрах в качестве главного оператора, а Шлаглейт был упомянут, как главный оператор ночных сцен, которые были полностью отсняты им и его командой.
Возглавить отдел специального грима и эффектов было предложено Тому Салливану, который занимался этим же и в первой части, однако он почувствовал, что в этом фильме спецэффекты выйдут на совершенно новый уровень и побоялся брать на себя такую ответственность, ограничившись должностью создателя stop-motion анимации. Тогда для работы над спецэффектами был привлечён Марк Шостром со своей командой, работавший, в частности, над первыми тремя фильмами о Фрэдди Крюгере. Среди специалистов, работавших у Шострома, были и будущие звёзды хоррорного мейкапа Роберт Куртцман, Ховард Бергер и Грег Никотеро. Кстати в одной из сцен в сарае среди прочего реквизита можно заметить и знаменитую перчатку Фрэдди, которую по легенде Шостром позаимствовал со съёмочной площадки третьего "Кошмара на улице Вязов", над которым он работал приблизительно в то же время.
Дино Де Лаурентис хотел, чтобы съёмки прошли на принадлежащей его компании студии в Уилмингтон, штат Северная Каролина, находившейся неподалёку от его головного американского офиса. Студия была оснащена самым современным оборудованием, а рядом с павильонами находились помещения для просмотра и монтажа отснятого материала, а также мастерская по созданию необходимого реквизита. Однако Рэйми и товарищи, памятуя о своём печальном опыте работе над фильмом "Волна преступности», решили, что чем дальше место съёмок будет от студийного руководства, тем меньше оно будет вмешиваться в творческий процесс.
Для съёмок был выбран небольшой городок Уэйдсборо, также находившийся в штате Северная Каролина, но на 300 километров западнее Уилмингтона. Это решение не очень понравилось Де Лаурентису. Рассказывали, что за неделю до съёмок он вызвал Роба Тапперта на встречу в свой офис в Уилмингтоне. Роб три часа добирался от места съёмок до кабинета Де Лаурентиса, а затем ещё полчаса ждал его в приёмной. Тапперт быстро сообразил, что весь этот визит был просто способом итальянского продюсера показать ему, как далеко они забрались. Де Лаурентис долго не соглашался с их выбором, но Таппетру в конце концов удалось убедить его в достоинствах выбранного ими места, и тот немного смягчился.
Съёмки стартовали 10 мая 1986 года и планировалось, что они продлятся до августа. По сравнению с первым фильмом весь процесс намного более профессиональным во всех отношениях и прошёл практически в соответствии с графиком - завершились съёмки всего с двухнедельным опозданием в начале сентября.
Местный фермерский дом служил кинематографистам их производственной базой, а его владелец Гарри Хантли стал местным "решалой", предоставляющим любые необходимые услуги. Кстати, этот же фермерский дом использовал и Стивен Спилберг для съёмок своего фильма "Цветы лиловые полей" (The Color Purple, 1985).
Сначала в течение первых трех недель были отсняты все натурные ночные и дневные кадры, а остальное время было проведено на съемочной площадке. Сама хижина для наружных съёмок была заново построена недалеко от фермы Гарри. А в качестве жилья съёмочная группа использовала стоявшие неподалёку дома, отобранные местным банком за неуплату долгов, снимая их в аренду.
Постановщикам приглянулась местная средняя школа, находившаяся в довольно плачевном состоянии, и они решили использовать её в качестве съёмочной площадки. Кэмпбел встретился с городским советом, который оказался не прочь заработать немного денег на заброшенном здании, и за $500 в месяц школа оказалась в их полном распоряжении. Также, как оказалось, некоторые из членов городского совета были начальниками местных строительных компаний, и они также с удовольствием предоставили кинематографистом свои услуги по оказанию помощи в возведении декораций.
В спортивном зале размещалась основная декорация фильма - двухэтажная конструкция игравшая роль хижины с подвалом, где в актовом зале просматривали отснятый материал, в библиотеке расположился производственный офис, столовая использовалась для приёма пищи, а различные классные комнаты стали мастерскими по созданию спецэффектов и реквизита.
Также, как и на съёмках оригинала вся съёмочная группа очень сблизилась и стала как одна большая дружная семья. Все друг другу во всём помогали и поддерживали. Но не обошлось и без сложностей, главной из которых стала погода. Только в отличие от первой части, когда съёмочной группе приходилось, чтобы хоть немного согреться, сжигать в камине реквизит, который больше был не нужен для съёмок, теперь им пришлось пройти испытание жарой.
Температура воздуха на улице поднималась до 38°, соответственно внутри школьного спортивного зала с плохой вентиляцией и хорошо подогревающими воздух вольфрамовыми лампами температура была в районе 43°. От этого страдали все участники съёмок, но особенно те, кому приходилось работать в гриме. Понимая, что актриса Лу Хэнкок исполнившая роль Генриетты, вряд ли сможет выдержать такую жару и выполнить все трюки в костюме одержимой Генриетты, Рэйми нарядил в этот костюм своего младшего брата Теда.
Как только съёмки в Северной Каролине были завершены Рэйми и его товарищи вернулись в родной Детройт, штат Мичиган, где приступили к монтажу, созданию спецэффектов и наложению музыки и звуковых эффектов. Но вскоре оказалось, что часть сцен нужно будет переснять, для чего в декабре 1986 года на одном из складских помещений, переоборудованном в съёмочный павильон в пригороде Детройта, были
организованы пересъёмки, руководить которыми был назначен Тим Фило. График был очень напряжённым, в помещении были три съёмочные площадки и две камеры, а также отдельная зона, выделенная специально для работы со спецэффектами. Пока снимали на одной из площадок, другая готовилась, так чтобы не было никаких задержек. Здесь были созданы наиболее сложные кадры с использованием спецэффектов, такие как нападение обезглавленной Линды на Брюса с бензопилой, кульминационный эпизод с временной воронкой и сцена "кровавого потопа".
Также здесь были сняты некоторые дополнительные кадры для пролога, сцена нападения на Бобби Джо виноградной лозы, дополнительные кадры от с видом из глаз демонической силы, снятые в лесу недалеко от склада, а также несколько кадров внутри едущей машины для одной из начальных сцен. Если внимательно присмотреться, то кадры, снятые под руководством Фило, можно отличить по более холодному голубому оттенку, в отличие от остальных снятых в более тёплых тонах, также некоторые детали костюмов актеров немного отличаются.
Композитор Джо ЛоДука, хотя и был нанят для сочинения и записи музыкального сопровождения ещё на ранних этапах производства, присоединился с Рэйми и его команде, только когда уже весь процесс подходил к своему завершению. Для композитора работа над продолжением оказалась более сложной задачей, не в последнюю очередь благодаря тому, что у него оставалось всего три с половиной недели, чтобы закончить свою работу, в которой нужно было совместить и ужасные, и комедийные мотивы, присутствовавшие в продолжении.
Когда фильм в конце концов был готов и Де Лаурентис и его помощники его увидели, то было очевидно, что рейтинга "R", на который они рассчитывали, им не видать, как своих ушей. Создатели попытались его редактировать, но, чтобы достигнуть удовлетворительного результата, пришлось бы вырезать чуть ли не четвёртую часть фильма, и фильм бы длился около 60 минут. Так что Де Лаурентис в конечном итоге решил выпустить его в прокат без получения рейтингового сертификата от MPAA.
Проблема заключалась в том, компания итальянского продюсера DEG (De Laurentiis Entertainment Group) подписала контракт с MPAA, запрещающий ей выпускать в прокат какие-либо фильмы без присвоения ему возрастного рейтинга. Так что пришлось хитрить. Была создана другая компания получившая название Rosebud Releasing Corporation оформленная на зятя Де Лаурентиса Алекса Де Бенедетти, которая занялась выпуском фильма в США. Логотип Rosebud, изображающий розу, цветущую в замедленной съёмке на фоне нарисованного неба, был придуман и создан самим Рэйми. У Rosebud не было никакой дистрибьюторской сети, но, по "счастливой случайности", до того, как продать права на фильм новой компании, DEG уже забронировала для показа фильма 340 кинотеатров по всей стране, а также провела и оплатила его рекламную кампанию.
Официальная премьера фильма состоялась 13 марта 1987 года. Но большой прибыли он создателям не принёс, итоговые общемировые сборы составили всего немногим более $5,9 млн. А вот отзывы критиков были сплошь восторженными у него 88% свежести на Rotten Tomatoes на основании 82 рецензий, что было даже на 3% больше чем у оригинала.
На домашнем видео фильм впервые был выпущен в том же 1987 году знаменитой компанией Vestron Video. На DVD впервые он был издан 13 октября 1998 года компанией Anchor Bay Entertainment, которая неоднократно его впоследствии перевыпускала в различных коллекционных и лимитированных изданиях. Эта же компания впервые выпустила его и на Blu-Ray 2 октября 2007 года. Позже в 2011 году, когда компания Lionsgate поглотила Anchor Bay Entertainment, фильм был перевыпущен под новым логотипом в виде юбилейного 25-летнего издания. В 4К разрешении фильм был восстановлен и выпущен европейской компаний Studio Canal 4 марта 2019 года, этот же трансфер использовался и в других изданиях выходивших по всему миру.
Вот в каких версиях фильм выходил в разное время и в разных странах.
1. Стандартная "театральная" версия. Полная версия фильма без цензуры, демонстрировавшаяся в кинотеатрах США. Эта же версия выходила и на всех физических носителях, единственное в более поздних изданиях в некоторых сценах была при помощи компьютера удалены леска, использовавшаяся для создания спецэффектов. Продолжительность 84 минуты.
2. Вышедшая в кинотеатрах Великобритании версия длилась на 8 секунд меньше. Были вырезаны кадры, на которых Джейк бьёт головой Эша.
3. Самая редкая и продолжительная версия фильма, сделанная для трансляции на эфирном телевидении, которую по просьбе Де Лаурентиса создатели смонтировали лично. Кэмпбелл так высказывался по поводу этой версии в своей книге "Если бы подбородки могли убивать: исповедь акётра фильмов категории Б" (If Chins Could Kill: Confessions of a B Movie Actor, 2002): "Монтирование «Зловещих мертвецов 2» для телевидения было абсурдной затеей. Фильм, в его оригинальном виде, содержит столько дичи и беспредела, что мой персонаж даже и дух перевести не успевает, всё это выглядит похоже на извращенный мультфильм студии Warner Bros. Сокращение уровня насилия и удержание внимания на моём испуганном лице сделали насилие гораздо более реальным и пугающим. Как бы то ни было, фильм никогда не выходил на эфирном телевидении и, скорее всего, никогда и не выйдет."
Эта версия так и не демонстрировалась ни на одном из телеканалов в США, но была очень популярна на мексиканском телевидении в 90-х годах прошлого века. Из неё были вырезаны наиболее жестокие кадры и добавлены новые, чтобы довести продолжительность ленты до требуемого эфирным ТВ стандарта в 90 минут. Естественного для Мексики она была дублирована на испанский и в сети её можно найти только в виде копии очень низкого качества, записанной во время вещания одного из телеканалов. В сети я нашёл вот такой ролик со сравнением этих двух версий.
4. Индийская версия была сокращена на две минуты в наиболее жестоких сценах.
5. В Швеции фильм для выпуска на видеопрокатных VHS был сильно сокращён. Продолжительность 70 минут.
6. Полуофициальная "расширенная" версия, впервые вышедшая на DVD в Германии в 2008, и позже перевыпущенная на Blu-Ray компанией BMV Medien в составе лимитированного коллекционного трёхдискового издания. Правда добавленные кадры в этой версии значительно уступают по качеству остальным. Продолжительность 87 минут.
Отличия "расширенной" версии фильма от "театральной" (продолжительность "театральной" версии" (ТВ) - 01:24:12,
продолжительность "расширенной" версии (РВ) - 01:26:57).
1. В самом начале добавлена предупреждающая надпись о недопустимости его просмотра лицам моложе 17-ти лет. (время РВ - 00:00:00, продолжительность - 3 секунды)
2. Добавлен кадр, на котором Эш, услышав крик Линды, встаёт из-за стола, за которым он читает Некрономикон в подвале хижины. (время РВ - 00:05:14, продолжительность - 4 секунды)
3. Немного сокращено начало следующего кадра с крупным планом Эша. (время ТВ - 00:05:11, продолжительность - 1 секунда)
4. Использован альтернативный кадр с лежащим в луже одержимым Эшем. ("расширенная" версия длиннее на 9 секунд)
- "театральная" версия. (время ТВ - 00:07:23, продолжительность - 23 секунды)
- "расширенная" версия. (время РВ - 00:07:29, продолжительность - 32 секунды)
5. После идущего следом и общего в обоих версиях кадра с восходящим солнцем, добавлен кадр с Эшем корчащимся от первых лучей солнца и ещё один кадр с восходящим солнцем. (время РВ - 00:08:04, продолжительность - 16 секунд)
6. Использован альтернативный кадр с сидящим на стуле Эшем, когда к нему на колени прилетает голова Линды. ("расширенная" версия длиннее на 24 секунды)
- "театральная" версия. Использовано два кадра. (время ТВ - 00:19:14, продолжительность - 8 секунд)
- "расширенная" версия. Использован один кадр, в котором Эш намного дольше сидит на стуле, пока не прилетает голова. (время РВ - 00:19:44, продолжительность - 32 секунды)
7. Пару секунд спустя использован альтернативный кадр, когда голова Линды произносит: "Здравствуй, любимый." (Hello, lover.) ("расширенная" версия длиннее на 3 секунды)
- "театральная" версия. (время ТВ - 00:19:25, продолжительность - 2 секунды)
- "расширенная" версия. Кадр длится чуть дольше, а в конце видно высовывающийся изо рта Линды язык. (время РВ - 00:20:19, продолжительность - 5 секунд)
8. Следом добавлен кадр, на котором Линда засовывает свой язык в рот Эшу, а он пытается от него избавиться, следом добавлен короткий крупный план Линды. (время РВ - 00:20:24, продолжительность - 15 секунд)
9. В сцене схватки Эша с безголовым телом Линды, у которой в руках бензопила, добавлено несколько кадров. (время РВ - 00:22:08, продолжительность - 19 секунд)
10. Добавлено несколько кадров Эшем, когда на него из дыр от его выстрелов на стенах хижины начинает литься кровь, причём здесь она становится какого-то непонятного жёлто-зелёного цвета. (время РВ - 00:35:25, продолжительность - 25 секунд)
11. Добавлен короткий кадр с лицом одержимого Эда, которому Эш его отполовинил. (время РВ - 00:47:27, продолжительность - 1,5 секунды)
12. Секунду спустя добавлен ещё один кадр с полуголовым Эдом, уже лежащим на полу, пока его Эш пытается зарубить топором. (время РВ - 00:47:30, продолжительность - 2 секунды)
13. Чуть позже добавлен и ещё один кадр в этой сцене, на котором показана отрубленная половина лица Эда, лежащая на полу и шевелящая глазом. (время РВ - 00:47:40, продолжительность - 2 секунды)
14. Добавлена сцена с бродящим по лесу одержимым Эшем. Он находит мертвого зверька, откусывает ему голову и выплёвывает, затем кричит: "Энни!" (Annie!). (время РВ - 01:01:28, продолжительность - 27 секунд)
15. Использован альтернативный кадр с одержимым Эшем, когда он, взяв с пола медальон начинает вспоминать кто он на самом деле. ("расширенная" версия длиннее на 9 секунд)
- "театральная" версия. (время ТВ - 01:04:43, продолжительность - 6 секунд)
- "расширенная" версия. Использован крупный план Эша, на котором видно, как пульсируют раны на его лице. (время РВ - 01:07:10, продолжительность - 15 секунд)
16. Альтернативный кадр с выскакивающей из подвала Генриеттой. ("расширенная" версия длиннее на 1 секунду)
- "театральная" версия. (время ТВ - 01:11:22, продолжительность - 1 секунда)
- "расширенная" версия. (время РВ - 01:13:58, продолжительность - 2 секунды)
17. Минуту спустя использован ещё один альтернативный кадр, в котором летающая Генриетта хватает Эша. ("расширенная" версия длиннее на 3 секунды)
- "театральная" версия. (время ТВ - 01:12:02, продолжительность - 1 секунда)
- "расширенная" версия. (время РВ - 01:14:39, продолжительность - 4 секунды)
Очень долго я пытался найти в сети эту расширенную версия, а когда наконец-то её получил и ознакомился, то понял, что она совершенно не стоила потраченных на это усилий. Совершенно ничего нового не добавляющие вставки в очень плохом качестве только мешают при просмотре фильма, тем более все они ранее были уже изданы в качестве дополнительных материалов. Так что здесь рекомендую к просмотру обычную театральную версию с отличным качеством картинки отреставрированной в 4К разрешении.