В ночь на 26 января 2014 года Томас Бангалтер и Гай-Мануэль де Хомем-Кристо из Daft Punk поднялись на сцену в Staples Center, чтобы принять премию "Грэмми" за альбом года.
Несмотря на то, что лица французского электронного дуэта были скрыты за белыми и золотыми масками роботов, они не смогли скрыть своего восторга, когда помахали в ответ на приветствия Джей-Зи, Тейлор Свифт и Кендрика Ламара. Их альбом “Random Access Memories” и его хитовый сингл “Get Lucky” стали венцом карьеры безукоризненно спродюсированной танцевальной музыки, исполняемой в масштабе поп-звезд.
Тем временем где-то на равнинах Лос-Анджелеса, вдали от лимузинов и платьев в Стейплс-центре, Эдди Джонс устроился на ночлег.
Джонс не помнит точно, где именно в Лос-Анджелесе он тогда жил, но почти наверняка это было какое-то мрачное место. Певец, родившийся в Либерии, которому сейчас 70 лет, боролся здесь с бездомностью более десяти лет. 10 лет назад у него случился инсульт, из-за которого он не смог работать и оказался на улице или в приютах.
Четырьмя десятилетиями ранее Эдди Джонс помог Daft Punk встать на путь международному успеху.
В 1979 году, когда ему было 28 лет, Джонс выпустил альбом “More Spell on You”.
Альбом содержал зажигательный заглавный трек в стиле диско, который он записал в Париже и выпустил в Европе. Умоляющий текст Джонса об отчаянной любви — “Я собираюсь наложить на тебя заклятие, потому что это единственное, что можно сделать, чтобы ты никогда не ушла” - был выдержан в быстром темпе, дерзко спродюсирован. В то время это не привлекло к певцу особого внимания.
Но когда Daft Punk записывали свой альбом 2001 года “Discovery”, дуэт нашел эту пластинку. Они разделили фрагменты трека More Spell On You на короткие сэмплы и встроили в свою песню "One More Time". Эта песня стала самым большим хитом Daft Punk и их первым синглом, разошедшимся миллионным тиражом. Успех превратил музыкантов из уважаемого коллектива клубной музыки в одну из самых популярных лектронных групп на земле.
При этом Джонс не получил от этого ни одного цента.
Все это выяснилось, когда волонтер благотворительного фонда Алисса Кэш опекавшая бездомного Эдди обучала его пользоваться компьютером. Джонс показал ей кое-что из своей музыки. И когда она услышала его песню то сразу узнала звуки Дафт Панк. Но как человек имевший отношение к огромному успеху песни сейчас в нищете?
Представители Daft Punk подтвердили, что они в течение многих лет платили роялти за официальное лицензирование сэмпла песни Джонса. “One More Time" содержит отрывки из записи "More Spell on You", - сказал представитель. “Daft Life LTD. выплачивает роялти дважды в год продюсеру и владельцу альбома ”More Spell on You". При этом, согласно соглашению, продюсер "More Spell on You" обязан выплачивать (часть таких) полугодовых платежей Эдди Джонсу!".
Права на “More Spell on You”, впервые выпущенный во Франции на лейбле Président, были приобретены французским лейблом и издательской компанией GM Musipro, которая переиздает винтажный французский рок и поп музыку. Именно им Daft Punk платят свои авторские гонорары за разрешение использовать “More Spell On You”. Владелец этой фирмы Джордж Мэри подтвердил, что его компания действительно получает эти платежи от Daft Punk, но не уточнил сумму.
“Мы ничего не слышали о Джонсе с того дня, как в 1995 году приобрели каталог музыки, в котором фигурировала его песня. Мы пытались разыскать его, но без какого-либо результата."
По залитому солнцем заднему дворику комплекса PATH в Пико-Юнион Джонс медленно прогуливается, опираясь на трость. За темными очками и галстуком в яркую полоску у него все еще сохранились воспоминания о его щеголеватых дискотечных днях. После перенесенного инсульта он разговаривает очень тихо, но по-прежнему с акцентом, характерным для его юности в Западной Африке и во Франции.
Сейчас, после всей это истории, он наконец получил свою часть гонораров и живет один в однокомнатной квартире, обставленной простой мебелью и заставленной книгами. “Здесь очень уютно”, - сказал Джонс, испытывая облегчение от-того, что находится наконец в стабильном месте.
Джонс вырос с семью братьями и сестрами в Либерии. Его отец работал бухгалтером в американской компании, а мать была медсестрой. “Она всегда пела или напевала что-то себе под нос, когда занималась домашней работой”, - сказал он. Он обнаружил, что у него есть дар к пению, и влюбился в американских исполнителей рока и соула, таких как Арета Франклин, Джонни Тейлор, Джими Хендрикс и Эдди Флойд.
Он переехал в Париж в 1977 году, чтобы записывать пластинки, хотя иногда ему было трудно зарабатывать деньги. Он и там часто был без дома. Первой песней, которую, как он помнит, он записал профессионально, была кавер-версия песни Screamin’ Jay Hawkins “I Put a Spell on You”, которая вышла на Polydor в 1978 году. Аранжировку сделал французский композитор Жерар Салессес, работавший с Грейс Джонс. “Я записал это на одном дыхании”, - вспоминал Джонс. “Я подумала: "Моя мама будет так удивлена‘. Я просто хотел, чтобы она гордилась мной”.
Жан-Поль Мисси, который записал и смикшировал “More Spell on You”, в то время был звукоинженером в парижской студии Grande Armée. Он сказал, что лишь отдаленно помнит Джонса и его сессии, но ему нравилось записываться в Париже той эпохи, охваченном диско музыкорй. “Я редко знал, когда лягу спать. Это было плодотворное время для музыки и прекрасное время для меня”.
Его профессионализм помог создать звучание Джонса: “Ритмичный бас, струнное сопровождение, духовые и припев с надрывным вокалом”. Это было время, когда звукорежиссер имел очень большое значениев записи песен.
В 1980 году Джонс записал еще один альбом уже с синтезаторами “Paris Métro”. Но в итоге его так и не выпустили. Музыкальная карьера артиста зашла в тупик, он не совсем знал, куда двигаться дальше. Как и многие другие, он приехал в Калифорнию в надежде начать все сначала.
В этой истории необходимо отметить еще американского ди-джея Энтони Уэйна Мура (Romanthony), который в качестве приглашенного вокалиста спел вокальную партию в "One More Time".
Этот артист тоже не получил особых вистов от хита с Дафт Панк, получив небольшой разовый гонорар после записи вокала в студии. И пусть он как Эдди Джонс не оказался на самом дне, но все же не купался в деньгах на протяжении жизни. В 2013 году Энтони скончался в возрасте 45 лет в своем доме из-за болезни почек.
Вот еще одна его песня записанная с Дафт Панками.
Вообще сэмплирование - это основа для хаус музыки. И именно диско музыка 70-х годов наиболее часто препарировалась хаус музыкантами.
Эпоха диско 70-х оказалась, пожалуй, самой богатой "библиотекой" звуков продюсеров современной танцевальной музыки, которые регулярно хотят привнести в свои работы уровень инструментального мастерства героев диско музыки прошлого.