Найти тему
Банановая Вышивка

Булгаков, голый мужчина и Арбат — репортаж из сердца Москвы

Оглавление

Наконец-то можно ездить на метро! Полгода наша зелёная ветка была закрыта на ремонт: метростроевцы с этими их машинериями, отчего-то наречёнными женскими именами, переделывали подтекающие ещё с 80-х тоннели и колдовали над шпалами, убеждая, что вследствие означенных манипуляций в поездах станет тише (не стало). Первые посетители жаловались на клубы пыли, грязные сидушки и запах.

Станция «Царицыно» осталась прежней — неказистой, тесной, скучной. Разве что светлее стало. По случаю открытия, скаталась в центр.

Графитовый монолит поэта на фоне белоснежной высотки гостиницы «Пекин»
Графитовый монолит поэта на фоне белоснежной высотки гостиницы «Пекин»

За месяцы поездок в современных поездах МДЦ и бесплатных автобусах (на время закрытия метро пустили множество компенсационных маршрутов; кататься задаром мне понравилось, а вот сложности с дорогой — нет: путь порой удлинялся в два раза) успела отвыкнуть от дребезжащего шума старых поездов, от сквозняков, пробирающих до костей и голосящих репродукторов. Зря я пересаживалась три раза — всюду в вагоне было холодно и громко. 🙈

Путь держала в сторону метро Маяковская.

Двери, архитектурные изыски, калачи

День выдался солнечный и тёплый. Побродив по Триумфальной площади со следами пятничной попойки (мусор, бутылочные осколки подле лавки и отметины пролитого спиртного) и не сделав ни одного стоящего кадра, немножко покачалась на качелях, что установили на Маяковке 8 лет назад да побрела вдоль стеклянной стены «Театра сатиры» (то самое Варьете, где проводил Сеанс черной магии восхитительный мистификатор Воланд) по направлению к Патриаршим прудам, минуя укромный сад «Аквариум» с фонтанирующими Сатиром, Медузой Горгоной, Аполлоном.

Пруд там вообще-то один, но название района хранит память о временах, когда водоёмов было несколько. По пути ещё попался дворик, где расположилась «Нехорошая квартира» Булгакова. 👹 (Давненько я там не была, ещё и магнит фирменный с цитатой из романа недавно выбросила.)

Свернула с Большой Садовой на тихую Аллею Архитектора Шехтеля с одноимённым сквериком и монументальным зданием в стиле сталинский ампир. Очень впечатлила внушительных размеров дверь. В центре вообще очень много примечательных дверей, самых разных расцветок и форм. Радовало обилие округлых линий ар-нуво, затейливая ковка, всяческие молдинги и портики — историческая застройка неимоверно красива!

Ещё поворот, и вот я уже в Ермолаевском переулке, где расположился МОММА. Все другие адреса музея посетила, а здесь никогда ещё не была.

На углу с Малой Бронной расположился скандальный дом «Патриарх», который окрестили одним из самых уродливых зданий Москвы. Я же видела только балконы, и они мне очень даже глянулись.

Миновав многочисленные кафешки, богато декорированные искусственными цветами, витрины с эротическим бельём британской компании Agent Provocateur, а также шумный Тверской бульвар с монументальным зданием Телеграфного агентства Советского Союза или ТАСС родом из 1970-х, где сплошь стекло и бетон с окнами, имитирующими экраны телевизоров, оказалась в безлюдном Калашном переулке с многочисленными посольствами и серией зловещих плакатов.

Калашников тут не причём, всё дело в старомосковском произношении и пшеничном хлебе в виде колечка — калаче.

Дальше были улица Воздвиженка и наконец Арбат.

Закоулки главной улицы столицы

Смешно вспоминать, как мы с сестрой и мамой, впервые наведавшись в сердце столицы, кружили на пятачке площади Арбатские Ворота, вопрошая прохожих, где же он, легендарный Старый Арбат с той самой Стеной Цоя! 🎸 Спустя несколько поездок, впрочем, мы уже вполне освоились: фотографировались на фоне граффити, покупали контркультурные романы и нефорскую атрибутику. Палатки с книгами, арафатками, напульсниками, значками были тогда здесь повсюду.

Побывали в знаменитом Hard Rock Cafe и практически не вылезали из «Художественного». Нередко смотрели по два фильма подряд, так что побывали во всех залах любимого кинотеатра: малом, Синем, Зелёном, Золотом. Никогда не любили мейнстрим, так что нам отлично подходил его арт-хаусный репертуар. Звук и качество изображения, как и во всех зданиях ГБУК Московское кино были не самыми лучшими, сидеть на стульях и пуфах не очень-то нравилось, да и головы мешали. Зато цены радовали — на вечерний сеанс можно было попасть всего за 70 рублей.

После ремонта там ни разу не была, а само здание стало, как серая дыра.

Первое, что встретилось на Арбате — апельсиновые рабочие, дробящие асфальт отбойником и дамы с оплывшими гиалуроновыми губами. Следом показалась корова-символ кафе «Му-му». 10 лет назад сеть пользовалась огромной популярностью столичных завсегдатаев (ни разу там не была). Теперь же заведение — скорее пережиток прошлого, как вездесущие сердечковые вывески «Арбат Престиж» или уродливая обувь Centro.

Я то отклонялась в сторону многочисленных переулков (нецензурная брань, дурнопахнущий фейерверк чьих-то желудочных выделений, полуразрушенные здания), то снова возвращалась на улицу с восточным названием (именование пошло либо от телеги, что по-персидски «арба», либо от арабского «арбад» — пригород, городское предместье).

Напротив театра Вахтангова можно лицезреть специфичный декор — позолоченную реплику античной статуи, изображающей бога солнечного света Аполлона. Потёки краски очевидно обыгрывают название ювелирного бутика Sunlight. Интересно, попа у него тоже металлик?

Прогулявшись по некогда вотчине московской интеллигенции, где бывали Гоголь, Пушкин, Белый, Толстой, а сейчас обители нелепых однотипных сувениров, когда плюшевые гуси и авокадина соседствуют с антиквариатом, конечно же ушанками, корявыми матрёшками и куклами в кокошниках, а также бомжеватого вида личностей с мятыми лицами, уставшая, но довольная спустилась в подземку на Смоленской.

Потрясающая архитектура и солнечный свет, льющийся отовсюду — это несомненно прекрасно, но как же не терпелось вернуться домой. 🛋️