Найти в Дзене
Кратка история

Франция в XIX — начале XX в.

После поражения империи во Франции, монархия Бурбонов была восстановлена при помощи дворян-эмигрантов. Однако, полное восстановление прежнего режима стало невозможным, и Король Людовик XVIII был вынужден согласиться на конституционное правление. Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов, в которых участвовали лица, достигшие определенного возраста и уплатившие определенный размер налога. Король обладал полной исполнительной властью, включая назначение на всех должностях в государственном аппарате, армии, полиции и суде, а также правом издания указов и законодательной инициативы. В 1830 году, монархическая реакция достигла своего апогея, когда правительство упразднило конституционный строй и распустило палату депутатов. Это вызвало восстание в Париже, в результате которого король Карл X был свергнут и заменен Луи-Филиппом Орлеанским, крупным ставленником финансовой буржуазии. Новый режим закрепил Хартию 1830 года, которая отличалась от Хартии 1814 года в том, что она расши

После поражения империи во Франции, монархия Бурбонов была восстановлена при помощи дворян-эмигрантов. Однако, полное восстановление прежнего режима стало невозможным, и Король Людовик XVIII был вынужден согласиться на конституционное правление. Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов, в которых участвовали лица, достигшие определенного возраста и уплатившие определенный размер налога. Король обладал полной исполнительной властью, включая назначение на всех должностях в государственном аппарате, армии, полиции и суде, а также правом издания указов и законодательной инициативы.

В 1830 году, монархическая реакция достигла своего апогея, когда правительство упразднило конституционный строй и распустило палату депутатов. Это вызвало восстание в Париже, в результате которого король Карл X был свергнут и заменен Луи-Филиппом Орлеанским, крупным ставленником финансовой буржуазии. Новый режим закрепил Хартию 1830 года, которая отличалась от Хартии 1814 года в том, что она расширила право голоса на выборах для палаты депутатов.

Король, палата депутатов и палата пэров имели законодательную инициативу в монархии. Однако, после революции 1848 года и установления Второй Республики, был понижен имущественный и возрастной ценз для избирателей. Пассивное избирательное право было определено на 30 лет и 500 франков, а активное - на 25 лет и 200 франков.

В рамках Второй Республики была установлена республиканская форма правления с разделением властей и представительным правлением. Высшим законодательным органом стало Национальное собрание, которому вручалось исключительное право принятия законов, бюджета, решения вопросов войны и мира, утверждения торговых договоров и право амнистии. Главой исполнительной власти стал президент, который обладал независимостью от парламента и имел полномочия назначать и смещать министров, военачальников, префектов и других высших должностных лиц.

Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта, был избран первым президентом Французской Республики. Как совещательный орган был учрежден Государственный совет, ответственный за рассмотрение законопроектов и надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием на срок в 6 лет.

Введено всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирать могли все французы от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть лица от 25 лет. В конституции 1848 года была предусмотрена возможность лишения президента его полномочий в случае нарушения Конституции ст. 68, но Собрание не имело реальной силы для этого, а президент не обладал конституционными полномочиями для роспуска Собрания.

После президентского переворота в декабре 1851 года и упразднения Конституции 1848 года, была учреждена новая Конституция 1852 года, которая передавала всю полноту власти в руки президента. Законодательная власть осуществлялась Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом совместно с Президентом, а право законодательной инициативы принадлежало только президенту.

Президент имел возможность назначать и смещать всех высших должностных лиц, а его власть была не наследственной, он избирался на 10 лет. В ноябре 1852 года Луи-Наполеон стал императором Наполеоном III, и в стране установилась военно-полицейская диктатура. Он пытался выступить посредником между интересами буржуазии и пролетариата, играя роль надклассового арбитра.

Крах наполеоновской империи был предопределен поражением Франции в войне с Пруссией в сентябре 1870 года. В результате сентябрьской революции власть перешла к представителям прежней оппозиции в наполеоновском Законодательном корпусе, и Франция была провозглашена Республикой.

После поражения Франции в войне с Германией начался подъем патриотического движения в стране. В областях, захваченных немцами, создавались партизанские отряды, а в тылу увеличился приток добровольцев в Национальную гвардию - территориальное ополчение. В Париже особенно заметно было большое число рабочих, составлявших около 200 батальонов городской Национальной гвардии.

Правительство было обеспокоено растущим народным движением и попыталось разоружить и подавить рабочих, начав с захвата пушек парижской Национальной гвардии в ночь на 18 марта 1871 года. Однако войска отказались стрелять в горожан, и началось братание между солдатами и народом. Правительство в панике бежало в Версаль, а власть в Париже перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии. Это стало началом Революции 18 марта 1871 года.

Парижская коммуна была государством, основанным на диктатуре пролетариата. Высшим постоянно действующим органом нового государства стал Совет Парижской коммуны, выборные члены которого определяли политику коммуны и принимали законы на демократически организованных заседаниях.

Для претворения в жизнь принятых решений Совет создал 10 специальных комиссий. Они занимались различными вопросами, включая вооружение и снаряжение Национальной гвардии, продовольственное снабжение города, борьбу со шпионажем и т.д. Кроме того, были созданы комиссии по труду и обмену, юстиции, финансам, общественным службам, просвещению и внешним сношениям. Исполнительная комиссия координировала работу всех других комиссий и выполняла декреты коммуны.

Совет коммуны объединил в своих руках законодательную и исполнительную власть. Введена была система всеобщих, равных и прямых выборов в органы государственной власти, а депутаты были ответственны перед избирателями. Подавляющее большинство членов Совета Парижской коммуны составляли рабочие или их представители, что отражало демократический характер режима.

Совет Коммуны был связан с окружными муниципалитетами, где депутаты Коммуны избранные жителями конкретного округа возглавляли муниципалитет. Комиссия юстиции создавалась для осуществления демократических принципов организации суда и процесса, таких как выборность, гласность, равенство перед законом и удешевление процесса. Судебная система Коммуны состояла из общегражданских и военных судов, а Совет Парижской Коммуны возглавлял все звенья этой системы. Государство Парижской Коммуны просуществовало недолго, падая под напором версальцев в 1871 году.

После подавления революции Франция стала задумываться о будущем государственного строя. Национальное собрание, избранное с целью санкционирования мирного договора, приняло три конституционных закона, которые в совокупности стали новой конституцией. Она устанавливала республиканский строй с президентом во главе, парламентом и парламентским правительством. Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Власть должна была осуществляться палатой депутатов и Сенатом, причем Сенату были предоставлены преимущества перед палатой депутатов. Конституция наделяла Президента всеми атрибутами конституционного монарха, за исключением наследственности его власти. Министры были солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства.

После упрочения республики во Франции, борьба между монархистами и республиканцами продолжалась. В 1877 году три монархические группировки объединились в республиканском заговоре, но были остановлены благодаря упорному сопротивлению республиканцев. Это привело к изменению конституционного режима, которое включало поправки и дополнения к конституции 1875 года. Было запрещено пересматривать республиканскую форму правления, а члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента.

Изменен порядок комплектования Сената, упразднялась категория несменяемых сенаторов, теперь их всех избирали выборщики от коммун. Палата депутатов и Сенат получили неограниченные полномочия в области законодательства, их влияние в исполнительно-распорядительной области было расширено, а функции Президента были ограничены.

К концу 19 века исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Появились новые группировки, такие как "левые республиканцы", "левые демократы", "республиканско-демократический союз" и другие, но стабильной была только партия радикалов. Многопартийность обусловлена всей историей Франции, а непрерывные социально-политические потрясения мешали стабильной консолидации в большие партии. В 1879 году на съезде профсоюзов было принято решение о создании социалистической партии.

В период с 1875 по 1918 года во Франции был многопартийный состав парламента, что приводило к частой смене кабинетов из-за отсутствия стабильного большинства. Тем не менее, основная часть государственного аппарата, занимавшегося текущим управлением страны, не страдала от этого.

Государственный совет, созданный еще при Наполеоне I, играл важную роль в управлении страной. Он консультировал правительство и оказывал влияние на правительственные отношения, а также был высшим органом административной юстиции.

Выборы проводились в Палату депутатов на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в 2 тура. Сенаторы же избирались путем непрямого всеобщего голосования, где каждая коммуна выбирала "выборщика", который затем голосовал за сенаторов.

Местное управление было организовано на основе административно-территориального деления. Всей полнотой власти в департаменте обладал префект, а выборные местные органы занимались вопросами местного благоустройства и раскладки налогов, однако их роль была незначительной.

Парижская коммуна не смогла ужиться с буржуазно-демократическим строем и потерпела крах. Однако к концу 19 века внутриполитическая обстановка в стране стабилизировалась, что привело к окончательному утверждению республиканской формы правления.