Что делать если вы бас-гитарист в группе, откуда ушёл гитарист?
Хочу поделиться небольшой предысторией:
Наша кавер-группа формировалась очень долгое время, и {возможно} продолжает формироваться. Нет, музыканты-то устоялись, но жизнь это ведь постоянное движение и поиск, верно? Так вот за время моего пребывания в ней случалось множество историй, когда гитаристу/мелодисту необходимо было покинуть группу по той или иной причине, либо временно уйти. И как я справлялся с такими задачами? Проблематично ли это?
Определённо нет. Вы даже в выигрыше :)
Я сформировал несколько подсказок действий по уровням, до самого высокого :) В конце пример одного из королей аккордовых прогрессий на бас-гитаре!
1 уровень. Аккорды из двух нот
Возьмём базовые аккорды:
Мы можем перемещать их по кругу для воспроизведения нужной нам прогрессии.
Так возьмём же простейшую поп-прогрессию:
- G MAJOR 10
- A MINOR 10
- D MAJOR 10
- C MAJOR 10
Таким образом, сыграв это под стандартный ритм, вы можете заметить, что безымянный палец будет оставаться на первой струне, и определять настроение аккорда, когда мы в это время играем указательным/средним пальцем тонику.
О: Тоника - первый тон гаммы, дающий ей название. Грубо говоря, первая нота которая пишется в названии аккорда, к примеру: Gm и G (тоника - 4 струна 3 лад), F (4 струна 1 лад)
В итоге получим характерное поп-звучание последовательности.
2 уровень. Аккорды из трёх нот
На первый взгляд - чем больше нот, тем больше возможностей. НО не стоит забывать, что мы имеем дело с уникальным инструментом, который не просто мелодичный, но и низкочастотный.
Попросту говоря, если мы будем загромождать гриф бас-гитару аккордами их трёх нот - есть вероятность появления "грязи". Поэтому попробуем играть аккорды из трёх нот беря за основу часть грифа в области, которая начинается с 10 ладов.
Но дальше у нас нет возможности поставить акккорды, потому что это слишком высоко и мы окажемся в неудобном положении. Как лучше поступить?
Выход: сыграем следующий аккорд, Ре-Мажор, на 10 ладу:
А следующий, До-Мажор, на 8 ладу:
Рекомендация: в основном, старайтесь играть аккорды как можно выше, чтобы игра была комфортной. Уже интереснее, не так ли?
Несколько вариантов исполнения аккордов:
- Базовый "щипок"
- Дёргаем ноты по очерёдности
- Акцентный базовый "щипок"
- Комбинация вышеперечисленного
У многих не сразу получится разместить аккорд с размещение "перекладины", на аккордах вышеперечисленных типов. Указательный палец перекрывает все струны 15 лада.
Наберёмся сил и проявим настойчивость в этом деле!
3 уровень. Пауэр-аккорды
Они позаимствованы у электро-гитары. Представляют собой форму, где убирается 3-я нота из аккорда. Они звучат довольно сыро, но можно воспроизводить эту фигуру следующим образом:
Находим октаву от самой басовой ноты аккорда(на две струны ниже и +2 вперёд), ставим её. И также ставим квинту (на одну струну ниже и +2 вперёд)
Помним про условие того, что некоторые аккорды с задействованными нижними струнами могут звучать !очень грязно!, как например, пауэр-аккорд от G (отметил на схеме). Следующие вариации пауэр-аккорда G:
И да! Мы всегда можем разнообразить игру на бас-гитаре, и играть слегка "боем", при этом глуша струны правой рукой во избежание лишних артефактов.
Неплохо! Но можно и интереснее!
4 уровень. "Околоджазовые" аккорды
Берём ту же прогрессию только ставим их по другому принципу, который изображён на схемах:
Но для правильного джаза всё-таки необходимо использовать больше вариаций :)
Поэтому мы можем попробовать пройтись по этим аккордам и понять покамест принцип этого уровня. Что-то новенькое!
5 уровень. Арпеджированные аккорды и Thundercat
Кто знаком с данным исполниителем - мои поздравления, вы на верном пути! А кто нет - знакомьтесь с ещё одним бас-королём Thundercat. Характерен своим уникальным звучанием и неповторимыми аккордовыми прогрессиями
Для понимания одно из стилей его игры возьмём следующий пример:
Может прозвучать скучно, если играть медленно, но уверяю вас -на любой скорости мы можем позволить звучать этим арпеджио-аккордам лучше! Есть очень хороший пример в исполнении короля бас-гитарных арпеджио "Thundercat". Наверняка, вы слышали его трек "Them Changes" в видеороликах :)
Так что я собрал несколько примеров. Вслушайтесь, как "Thundercat" использует последнюю оговорённые нами техники. Несомненно, он использует и другие опции, которые мы разберём в следующих статьях, но основа одна и звучит это просто невероятно!
В одном из своих видео я исполняю кусочек его песни, и можно убедиться, как довольно простая последовательность может давать такой
🌴 вайбовый 🌴 результат!
На этом пока всё. Следите за новостями, слушайте хорошую музыку и играйте вместе с ней :)
Дальше будет интереснее 🎵