Будучи на гастролях в Киеве Эмиль Теодорович, на вопрос одного из поклонников о значении его псевдонима, шутя, представил его как аббревиатуру и расшифровал ее как «Киевский Известный Обманщик». Однако, по мнению сына Эмиля Кио Игоря, происхождение их новой фамилии имеет совсем другие корни. Если верить легенде, рассказанной самим фокусником, то прогуливаясь как-то раз возле кинотеатра «Художественный», его внимание привлекла неоновая надпись «Кино», в которой перегорела буква «н». Возникшее в результате слово «Кио» показалось ему настолько таинственным и благозвучным, что артист, посчитав этот случай знаком свыше, взял себе такой оригинальный псевдоним.
По официальным данным, основоположник легендарной династии иллюзионистов, автор и конструктор уникальной цирковой аппаратуры Эмиль Теодорович Гиршфельд родился в 1894 году в Москве. Однако, по утверждению его близких, еще в юношеском возрасте будущий цирковой гений вместе со своим приятелем «основательно нахимичили с паспортами и в дальнейшем сами уже не смогли вспомнить точных дат своего рождения». Великий иллюзионист был таким непревзойденным мастером своего дела, что его даже в Японии назвали «волшебником ХХ века». Тайны сопровождали его не только в профессиональной жизни, но и в личной…
«Сначала отец работал актером в Московском театре миниатюр, потом на всяких административных должностях в известном польском цирке Чинизелли. И вот однажды заболел факир, который в этом цирке выступал, и отцу предложили его заменить. Так состоялся дебют Эмиля Кио как иллюзиониста. Это были 20-е годы прошлого века», – рассказывал его сын Игорь Кио.
Эмиль Кио был первым иллюзионистом, который стал демонстрировать трюки не на сцене, а на цирковой арене, где они обозревались со всех сторон, первым начал задавать зрителям интеллектуальные задачки и головоломки, первым использовал некоторые принципы фокусов, которым иллюзионисты следуют до сих пор. В 1940 году Кио сменил восточные мотивы на строгий фрак и расширил номер с комическими элементами и участием коверных. В 1960 г. Эмиль Кио в Лондоне заслужил звание лучшего фокусника мира, а через год в Дании получил золотую медаль Международной артистической ложи.
Его фееричные программы неизменно сопровождались музыкой, броскими декорациями и энергичными диалогами. Кио был точен, импозантен, сдержан и весьма остроумен. Примечательно, что принципами многих придуманных и показанных им фокусов и сегодня пользуются многие иллюзионисты. Неординарный фокусник стал к тому же первым советским рекламщиком и продюсером собственного шоу.
Интрига начиналась задолго до приезда иллюзиона Кио в какой-либо город. На концертных тумбах развешивались афиши, на которых информация проявлялась спустя какое-то время: сначала К-И-О, и лишь через несколько дней возникало само красочное объявление с шокирующими фразами. Например, знаменитому дрессировщику и другу Кио Михаилу Багдасарову наиболее запомнилась афиша:
«Сегодня сжигаем 575-ю девушку! У нас их целый вагон!»
И хотя газеты наперебой возмущались самодовольством наглого фокусника, расчет Эмиля Теодоровича оказывался точным: такая реклама только усиливала желаемый эффект. Если же аншлаг в силу каких-то причин не случался, у иллюзиониста в запасе был другой надежный прием. Не увидев в кассовом зале объявления «Все билеты проданы», он отдавал кассирше свои деньги с указанием незамедлительно вывесить табличку.
Многие из окружения Кио отмечали еще одно его неоспоримое качество – способность временами подтрунивать над собственными иллюзионными эффектами. Эта незначительная ироничность прослеживалась и в слегка заметной улыбке, игравшей на его губах, и в фамильярном похлопывании таинственных ящиков и аппаратов, и даже в том, как он задействовал для своих номеров целые клоунские группы.
В течение 33 лет Эмиль Кио выступал на арене цирка и пользовался невероятной популярностью. Он зарабатывал хорошие деньги, и его многие считали миллионером. Однако это – еще один миф. Дело в том, что все заработанные деньги от тратил на свою семью, а она у него была очень большой, баловал жену дорогими подарками – покупал ей шубы, ювелирные украшения, французские духи. Жена Эмиля Кио-младшего Элеонора Прохницкая признавалась: «Когда Эмиль Теодорович умер пришлось продать черную "Волгу", чтобы поставить памятник на Новодевичьем кладбище – сберкнижка великого иллюзиониста оказалась пустой».
Эмиль Кио был настолько профессиональным иллюзионистом, что многие люди искренне считали его волшебником. И приходили к нему с просьбами снять сглаз, сделать приворот, вылечить от пьянства и т.д. Конечно, этим он не занимался, но, как говорили очевидцы, гипнозом все-таки обладал и мог предсказывать будущее. А может быть .. это тоже легенда…
«Если зритель, глядя на мою работу, получает удовольствие, значит не зря я почти всю свою жизнь посвятил увлекательному и горячо любимому мною делу»