Найти в Дзене

Православная Вологда. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри

Оглавление

На северо-западе Вологодской области расположены сразу два очень известных старинных монастыря - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь. Они находятся рядом друг с другом, и это не случайно. Их связывает одна общая история.

Обе обители названы именами своих основателей - преподобных Кирилла и Ферапонта. В 14 веке они вдвоем пришли на берег Сиверского озера, тогда еще в совсем безлюдные земли, чтобы жить в уединении и молитвах.

Но спустя время Ферапонт оставил своего брата по вере и ушел жить на берег другого озера, в 15 км отсюда. Вскоре к обоим старцам стали приходить паломники и на месте их поселений были основаны два монастыря.

Несмотря на такое общее начало, судьба монастырей складывалась по-разному. Но каждый из них в средние века был связан с важнейшими событиями в истории Руси. Обе обители дали нашей стране и миру многих святых и чудотворцев.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы

Начнем с Кирилло-Белозерского монастыря. На сегодня он считается самым большим православным монастырем в Европе. Все его постройки и даже стены являются памятниками архитектуры и художественного дела. Но славен монастырь не только этим. Здесь хранятся мощи его основателя - целителя и прозорливца, преподобного Кирилла Белозерского. Он оказал огромное влияние на укрепление монашества и развитие культуры православия.

     Святые врата
Святые врата

Интересное здесь начинается уже у главного входа в обитель. Это Святые врата. Весь их внутренний свод расписан старинными фресками. Они сохранились очень хорошо, несмотря на суровый климат севера. И в советские времена их не оскверняли, благодаря тому, что с 1924 года здесь был музей, который существует до сих пор.

Обычно открытие музеев в монастырях означало уничтожение обители. А здесь наоборот, благодаря музею и его работникам были спасены не только фрески, но и весь монастырь. Конечно после революции он был разграблен, а сама обитель закрыта. Но все же храмы, часть их убранства и церковных реликвий остались целы и избежали дальнейших разграблений и осквернений. Сейчас монастырь восстановлен, а монахам отведен небольшой участок былых территорий, в основном все земли обители и храмы являются по-прежнему частью Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

     Колокольня
Колокольня

Самая высокая точка монастыря - колокольня, с нее видно всю его территорию. Картина оттуда просто необыкновенная, нельзя не заметить массивность всех построек, а еще высокие и очень толстые стены монастырской ограды.

-4

В средние века это была вынужденная мера. Из-за частых военных нападений. Монахи старательно укрепляли стены и в результате монастырь стал единственным на русском Севере, который ни разу не был захвачен врагами. Во времена Иоанна Грозного обитель считалась Великой Государевой крепостью. В случае захвата Москвы казна должна была перемещаться сюда.

У этого монастыря было еще одно особое назначение. Здесь было место ссылки неугодной государственной элиты. Князей, бояр и даже патриархов, которые по разным причинам попадали в опалу царской власти. Чтобы опальная элита больше могла претендовать на власть их заставляли принимать монашеский постриг. Во многом благодаря своим именитым узникам и их немалым вложениям, монастырь расстроился до рекордных размеров. Многие жили здесь до самой смерти и строили для себя храмы и усыпальницы.

     Иконостас Успенского собора монастыря
Иконостас Успенского собора монастыря

Из жития основателя обители преподобного Кирилла известно, что он всю жизнь подвергал себя самым сложным испытаниям. Он брал на себя самые тяжелые духовные подвиги, в том числе и подвиг юродства. Личные вещи святого Кирилла Белозерского хранятся в музее, их принято называть экспонатами. Но для верующих людей это настоящие реликвии. Глядя на них, сложно поверить, что им уже более 600 лет. Здесь и железные вериги, которые носил преподобный для усмирения плоти, и деревянный крест, сделанный его руками.

     Личные вещи Кирилла Белозерского
Личные вещи Кирилла Белозерского

Нам невозможно, даже в неполной мере представить, что это значит отказаться от всего, не просто от комфорта, а от всего мира. И уйти жить вот так, в абсолютном уединении. Соприкосновение с такими местами заставляет задуматься о многом.

-7

Рака с мощами преподобного стоит в храме, тоже носящем его имя. Он возведен в 16 веке. Сами мощи находятся под спудом и место погребения никогда не покидали. Помолиться святому об исцелениях, особенно о даровании детей, приходят ежедневно. Фактов помощи очень много и каждый записывается монахами.

Ферапонтов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

-8

Ферапонтов монастырь полностью является музейным объектом и входит в комплекс Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Хотя уже принято решение о возвращении обители в лоно церкви.

Монастырь был основан преподобным Ферапонтом после того, как он ушел из места общего моления с Кириллом Белозерским. Но жил он здесь недолго, всего 10 лет. Потому что по приглашению сына Дмитрия Донского стал настоятелем Лужинского монастыря на Москве-реке. А новым настоятелем стал его ученик, преподобный Мартиниан.

Дионисий Московский и его фрески

-9

В монастыре сохранились не только его здания, но и уникальная роспись главного храма - собора Рождества Богородицы. Фрески выполнены рукой одного из самых загадочных иконописцев древней Руси, Дионисия Московского. Они представляют собой настолько высокую художественную и историческую ценность, что монастырь был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

-10

Современники считали Дионисия самым изящным иконописцем тех лет. А искусствоведы относят его к последним из продолжателей иконописи Андрея Рублева. Это все, что известно о мастере, нет даже его изображения. Все, что осталось от него, это фрески и документы о заказах. Художник расписал достаточно большое количество храмов. Он расписывал и Успенский собор Кремля. Но полностью его работы сохранились только здесь. Он был первый на Руси иконописец не из монахов. Это и объясняет тот факт, что в церковных источниках о нем ничего нет.

-11

Самое интересное, что роспись храмов тогда стоила огромных денег, строительство обходилось в несколько раз дешевле самой росписи. Бедной Ферапонтовой обители пригласить такого мастера было не по карману. Как же вышло, что такой дорогой мастер расписывал ее стены? Есть правдоподобная версия.

Дионисий уже был немолод и достиг всего, чего только мог и имел приличное состояние. Впервые в жизни он решил расписать храм в дар, это была его последняя работа. Когда роспись была закончена, Дионисий исчез, его след был потерян. Но исследователи считают, что скорее всего он дал обет больше ничего не расписывать, стал монахом и естественно сменил имя. И если это так, то скорее всего в этом монастыре он и остался.

Иконописцы всегда были людьми особого рода. Их работа накладывала на них большую ответственность. И чтобы написание икон оставалось по настоящему богоугодным делом, они должны были стремиться к праведному образу жизни, что часто приводило их не только к монашеству, но и даже к святости. Как о святом говорить о Дионисии Московском мы не можем. Но то, что он был человек невероятно чистого сердца, это наверняка. И подтверждение этому его фрески. Они сохранились в идеальном состоянии и руки реставраторов к ним почти не касались.