Город Истра. Знаменитый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь или как его еще называют - Новый Иерусалим. Грандиозное строение. Этот монастырь был основан в 17 веке патриархом Никоном и во многом задумывался как точная копия главного храма всех христиан - храма Гроба Господня. Сегодня эта обитель невероятно популярна.
Когда патриарх Никон задумал здесь возвести монастырь, весь окружающий ландшафт был полностью изменен. Был насыпан огромный холм, соседние деревни были переданы монастырю и снесены. Все названия переименовались, появились Елеонская гора, Фавор, Гефсиманский сад, Иордан (им стала река Истра).
Новый Иерусалим очень необычный монастырь. То, что он был задуман как копия храма Гроба Господня, одновременно поражает, впечатляет и вводит в замешательство. У любого здравомыслящего человека возникает вопрос - для чего нужно было строить копию Иерусалимской святыни на русской земле? Оказывается в этом был огромный смысл - дать прихожанам русской церкви возможность приобщиться к святыням, недоступной многим. В середине 17 века русским паломникам требовалось 13 лет, чтобы добраться до Святой земли и вернуться домой. Путь лежал по мусульманским странам, был сопряжен с огромным количеством опасностей, болезней и разных неприятностей. Поэтому монастырь стал уникальным подарком для народа здесь, на русской земле.
Многие задаются вопросом - если это копия, пусть даже очень точная, почему она считается святыней? Ответ очень прост. Есть, например, очень почитаемые иконы, которые написал апостол Лука, но списков с этих икон очень много. И они тоже почитаемые, а многие - чудотворные. Они тоже источник благодати, никого не смущает, что это копии.
Вот и монастырь тоже образ и подобие Иерусалимской святыни, а люди, сюда приезжающие, получают здесь по своей вере помощь и благодать от Господа, как и там, на Святой земле. Это и была мотивация для постройки монастыря.
Есть интересная истории о силе веры. Там, в Иерусалиме, греки и арабы видели, как русские паломники относятся к святыням и желают заполучить частичку мощей какого-либо святого. В коммерческих целях греки подсовывали нашим паломникам вместо мощей кости свиньи или коровы. А потом сами были в шоке. Люди со слезами и покаянием начинали молиться у этих "мощей", целовали их и получали исцеление прямо на глазах у этих греков или арабов. Так что вопрос достоверности святынь, это вопрос веры. Господь так и говорит: "По вере вашей да будет вам!"
Вот когда понимаешь суть всех этих копий, которые в Новом Иерусалиме, назвать их копиями язык уже не поворачивается. Гроб Господень, камень Помазания, Голгофа, все это здесь имеет такое же значение, как и там, где шел свой путь Христос, был распят и воскрес, подарив нам надежду спасение и вечную жизнь.