В настоящее время действует проактивный механизм выплаты страхового обеспечения. СФР рассчитывает и оплачивает работнику свою часть пособия сам: на основании электронного больничного — ЭЛН (в общем случае) и имеющихся у него сведений о застрахованном лице.
Если вы не знакомы с процедурой оплаты больничных или хотите убедиться, что все делаете правильно, рекомендуем посмотреть готовое решение от «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе бесплатный.
Если требуется, фонд может запрашивать у работодателя сведения для назначения пособия. Такой запрос направляется одновременно с данными о закрытии ЭЛН. Общение страхователя с СФР происходит через сервис электронного взаимодействия «Социальный электронный документооборот».
Как давать ответы на такие входящие запросы для расчета пособий в частых или спорных ситуациях, СФР рассказывает в Информации от 11.05.2023. Приведем некоторые из разъяснений фонда. Остальные вы можете посмотреть, скачав полный документ по этой ссылке (бесплатно).
Если не сходится заработок или стаж
Как ответить на проактивный запрос сведений, в котором суммы заработка застрахованного лица в расчетном периоде отличаются от тех, что есть у работодателя?
До реализации возможности запроса у страхователей сумм заработка застрахованного лица через СЭДО и передачи Фондом данных, полученных от ФНС, необходимо придерживаться следующего порядка ответа на проактивный запрос:
- Если у застрахованного лица имеются справки 182н, выданные предыдущими работодателями, в ответе на запрос сведений необходимо использовать данные о суммах заработка, указанных в таких справках, а также же сведения о заработке, полученном у текущего страхователя.ВАЖНО! При корректировке сведений о заработке страхователем самостоятельно, ответственность за достоверность таких сведений несет страхователь.
- Если у застрахованного лица отсутствуют справки 182н, выданные предыдущими работодателями, необходимо направить запрос в Социальный фонд посредством СЭДО о получении суммы заработка застрахованного лица в расчетном периоде (320 сообщение СЭДО). После получения ответа на запрос направить ответ на запрос или «сообщение 109».
Как ответить на проактивный запрос сведений, в котором неверно указан стаж застрахованного лица?
В ответе на запрос сведений необходимо указать данные о стаже застрахованного лица, которые страхователь сможет документально подтвердить.
Запросы по уволенным сотрудникам
Поступил проактивный запрос сведений на уволенного сотрудника. Что делать?
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам в период работы, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня увольнения.
Для назначения и выплаты такого пособия Социальным фондом работодателю необходимо направить ответ на проактивный запрос с указанием кода условия исчисления пособия «47».
В случае если работник на дату наступления заболевания или травмы уже трудоустроен на новое место работы, такой запрос будет отправлен новому работодателю (ч. 2 ст. 5 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Что делать в следующих случаях:
- сотрудник давно уволен и трудоустроен у другого работодателя, но уведомления и запросы сведений для выплаты пособий поступают бывшему работодателю?
- не поступают уведомления и запросы сведений для выплаты пособий трудоустроенным сотрудникам?
Необходимо произвести сверку с ОСФР в части сведений персонифицированного учета, которые были представлены в отношении конкретного застрахованного лица.
Из самых распространенных ошибок — организация некорректно предоставила или не предоставила своевременно в СФР информацию о трудоустройстве и увольнении застрахованного лица.
Запросы по декретным выплатам
По техническим причинам не направляются сведения на выплату пособия по беременности и родам в период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет?
В случае предоставления отпуска по беременности и родам в период отпуска по уходу за ребенком необходимо:
1. Направить:
- уведомление о прекращении права на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (104 сообщение СЭДО);
- либо реестр с признаком «перерасчет» по данному пособию с указанием даты прекращения права на выплату.
2. Направить сведения для выплаты пособия по беременности и родам.
Какой порядок ответа на проактивный запрос сведений для выплаты пособия по беременности и родам в случае, если сотрудница хочет уйти в отпуск позднее даты освобождения от работы?
Если отпуск по беременности и родам предоставляется позднее даты освобождения от работы, указанной в ЭЛН, сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по беременности и родам направляется не позднее 3-х рабочих дней с даты фактического предоставления отпуска по беременности и родам.
Что делать если запрос сведений для выплаты единовременного пособия при рождении не поступил страхователю?
Следует инициативно запустить проактивный процесс на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, направив сообщение о жизненном событии «сообщение 109».
Больничные по ГПХ
Требуется ли направление сведений о застрахованном лице по работникам, осуществляющим деятельность по договорам гражданско-правового характера?
С 01.01.2023 лица, работающие по договорам ГПХ, являются застрахованными на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Исходя из этого, направление сведений о застрахованном лице является обязательным (ч. 4.2 ст. 2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Образец заполнения сведений смотрите в «КонсультантПлюс». Пробный доступ бесплатный.
Как направить сведения для выплаты пособия работникам, осуществляющим деятельность по договорам ГПХ?
При направлении сведений на выплату пособия необходимо указать в графе «Примечание», что работник осуществляет деятельность по договору ГПХ.
ВАЖНО! Сведения на выплату страхового обеспечения в отношении лиц, осуществляющих деятельность по договору ГПХ, направляются при наличии уплаты за 2022 год страховых взносов с суммы заработка по трудовым договорам в размере не менее стоимости страхового года — 4833,72 руб.
Прочее
Как произвести перерасчет пособия?
При необходимости перерасчета ранее выплаченного пособия необходимо направить «сообщение 109» с признаком перерасчет.
Получите бесплатный пробный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте:
- о случаях, когда требуется перерасчет пособия по больничному листу;
- процедуре перерасчета;
- возврате разницы между старым и новым размером пособия после пересчета.
Можно ли инициировать проактивный запрос сведений для выплаты пособия, если ранее ошибочно было направлено уведомление «пособие не требуется»?
Если в ответ на проактивный запрос сведений ошибочно сообщено, что пособие не требуется, необходимо инициативно запустить проактивный процесс, направив «сообщение 109».
Как действовать, если сотрудник, находясь на больничном, работал удаленно и выплата пособия не требуется? Подробные разъяснения здесь.