Найти тему

«Немецкая адыгейка Лиза»: Грешвель Елизавета – Марзиет Пхачекашева

О своей прабабушке, Марзиет Пхачекашевой, рассказывает профессор Адыгейского государственного университета, доктор экономических наук Аминат Хуажева.

Состоялся главный праздник нашей страны – День Победы, и нет такой семьи в России, где сейчас не вспоминают своих родных и близких, приближавших этот день.

Сегодня мне хочется рассказать об удивительной женщине, героизм и мужество которой в период фашистской оккупации невозможно переоценить. Речь пойдёт о немке Елизавете Грешвель — бабушке моего отца Шумафа Довлетбиевича Куваева.

Необычайная судьба привела Лизу (так её ласково звали в ауле) в единственный, чудом уцелевший после Кавказской войны абадзехский аул Хакуринохабль, и навсегда связала с адыгами.

Лиза родилась в 1888 году в основанной в 1881 году немецкими переселенцами колонии Мариенфельд (ныне село Марьино Вольненского сельского поселения в Успенском районе Краснодарского края)

Ей было 14-16 лет, когда её взяли на работу в дом влиятельного Армавирского князя Хан-Гирея гувернанткой. В обязанности Лизы входило воспитание детей Хан-Гирея, обучение их светским манерам и немецкому языку. В доме князя строго соблюдались традиции и обычаи адыгов. Лиза всем сердцем полюбила, приняла их и соблюдала весь адыгский этикет.

В это же время при Хан-Гирее служил молодой статный черкес из Хакуринохабля — Исмель Пхачекашев. Лиза и Исмель полюбили друг друга и вскоре поженились. Переехали в Хакуринохабль, где Лиза приняла ислам, сменила имя и фамилию. Здесь она и прожила всю свою долгую, трудную, но очень достойную жизнь. Лиза сумела стать своей для адыгов, её авторитет был чрезвычайно высок. Она была замечательной матерью для своих детей, верной и преданной женой для своего мужа и сестрой для всех аульчан.

Летом 1942 года немцы заняли Хакуринохабль. Муж Лизы был коммунистом, секретарём партийной ячейки колхоза и поэтому он с группой товарищей ушёл в партизанское подполье. Лиза, как немка, не вызывала у оккупантов подозрений и её взяли на работу в комендатуру переводчицей. Но именно Лиза, по решению партийных органов района, стала осведомителем для партизан. Через неё связные узнавали о планах гитлеровцев, она сообщала о готовящихся карательных экспедициях и спасала обречённых на смерть.

Рискуя своей жизнью, жизнью своих детей и близких, она часто скрывала в своём доме партизан, под покровом ночи принимала связных и, пользуясь доверием немцев, минуя посты, лично сама помогала им уходить в лес. Лиза прожила в любви и уважении до глубокой старости, окружённая заботой детей и внуков. Я, к сожалению, по малолетству не могла её запомнить, но рассказы моего отца о любимой бабушке свято храню в своём сердце и рассказываю о ней своим детям и уже внукам.

Лиза ушла из жизни в 1972 году, но добрая и благодарная память о ней живёт в адыгском народе. В районном центре, в краеведческом музее портрет Лизы Грешвель расположен на стенде с фотографиями и биографиями участников ВОВ. Музей любят и посещают школьники, посещают взрослые и дети и каждый из них, конечно, помнит и чтит память о тех, кто, не щадя себя, приближал этот великий День Победы.