Найти в Дзене

Константин Эрнст: «Полететь на Луну, чтобы снимать «Вызов-2»

Оглавление

Фото: Вадима Тараканова.
Фото: Вадима Тараканова.

Итак, российский фильм «Вызов» (12+) идет в прокате. Причем он будет показан практически во всем мире: в Европе и Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. Да иначе и быть не могло: мы вновь - впереди планеты всей! И один из авторов этого - продюсер и вдохновитель проекта «Вызов», генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, с которым мы беседуем.

На сливочном масле

- Константин Львович, что бы вы сказали зрителю, который еще не видел фильма?

- Недавно вышли данные соцопроса, где выяснилось, что 48 процентов россиян и 26 процентов россиянок хотели бы полететь в космос. Так вот, это уникальная возможность за 200 рублей оказаться в космосе. Потому что по-настоящему космос стоит довольно дорого, а здесь вы покупаете билет - и оказываетесь там. И это была не компьютерная графика! Многие из нас - фанаты фильма «Гравитация» (12+), и до сих пор продолжаем его любить и уважаем режиссера Альфонсо Куарона. Но после выхода «Вызова» становится понятно, что «Гравитация» - это графика. А то движение, которое реально существует, - там Юля и Олег (Юлия Пересильд и Олег Новицкий. - Прим. авт.) перемещаются таким образом, что воспроизвести с нынешним состоянием графики на планете Земля такое просто никак невозможно.  Похожее я делал, например, в 1995 году, когда снимали ролики «Русского проекта» и подвешивали Никиту Сергеевича Михалкова и Володю Машкова внутри станции «Мир», где они пролетали и обсуждали девушек из космоса (ролик «Это моя страна». Космонавты смотрят из иллюминатора на Землю и говорят о родных краях. - Прим. авт.). Мы их подвешивали на лесках, и когда уходили на обед, говорили им, мол, будем вас кормить так, не снимая с этих лесок. Ведь подвесить заново - это несколько часов работы. То же самое и современная графика «а-ля невесомость» - она построена на том, что тебя подвешивают на лесках, потом это стирает компьютерная графика, и движения там только те, что может построить система подвесов. А здесь все, как говорится, на сливочном масле: настоящий космос, настоящая невесомость. И настоящие космонавты!

Детская мечта

- Константин Львович, а изначально предполагалось, что это будет именно полет в космос?

- Вы знаете, я первый раз это почти сделал в 2000-м году. Договаривался с руководством «Роскосмоса», и мы должны были подписывать документы… Не буду называть подлинные причины, почему не получилось, но вместо русской съемочной группы полетел американский инвестор Деннис Тито (американский мультимиллионер, первый космический турист. - Прим. авт.). Причем полетел два раза подряд. Он молодец, мы его уважаем. Инструкторы говорят, что он - один из лучших среди тех, кто легче всех адаптировался в космосе: буквально за пару часов привык к невесомости, хотя был такой уже взрослый дядя - 60 с копейками. У него даже возникли какие-то проблемы с сердцем, он вернулся на Землю, сделал операцию - и полетел второй раз!.. Так вот, с тех пор обещанного пришлось ждать не три года, а 23. И мы дождались. Принципиально, что это должно было быть снято в реальном космосе и в русском сегменте МКС. Мне всегда хотелось исправить ситуацию, которая развивалась последние 30 лет. Будучи советским ребенком, я хотел отправиться в космос. 13-летним поступил в клуб юных космонавтов в ленинградском Дворце пионеров. Было человек 30 на место, потому что там было много чего настоящего, недетского. Но за последние 30 лет космос ушел на второй и даже третий план. Если раньше все знали имена космонавтов, и каждый старт был поводом для первого сообщения в телевизионных новостях, то в какой-то момент даже старты перестали освещать. А как только внимание общества к какой-то индустрии или направлению исчезает, то эта индустрия начинает загнивать. Причем у нас - такое количество «первенцев» в космосе: и первый спутник, и животные, и первый космонавт, и выход в открытый космос, и если бы Сергей Павлович Королев не умер, то мы бы и на Луне оказались первыми. Хотелось как-то возобновить историю первенства в космосе. Благодаря «Роскосмосу» и Дмитрию Рогозину, который позитивно среагировал на наше предложение, это получилось. Было много сложностей, нас не до конца понимали, но надеюсь, что сейчас все осознали, что это сделано в первую очередь на благо российского освоения космоса. Для нас это была задача - вернуть любовь и восхищение тем людям, которые занимаются этим фантастическим делом.

Готовность к полету

- Что вы испытывали, когда шла подготовка, и позже, когда проходил полет?

- Никогда в жизни никому не завидую, и это спасло мою нервную систему. Но мне и самому так хотелось полететь! Я, засовывая в ракету Клима, засовывал себя в этот момент. Потому что понимал, как ему хочется! Я знал, что мне хочется ровно так же. Но я знал, что если он не полетит, то мы ничего не сделаем. Изначально никакого другого режиссера на этот проект я даже не рассматривал. Да, к тому моменту он уже сделал «Салют-7» (12+). Но дело даже не в этом. Я понимал, что этот человек любит космос так, что ему это надо. Потому что получается только тогда, когда очень надо. Что касается актрис, то когда мы их отбирали, Юля Пересильд снималась в другом фильме и даже в другой стране. Ее приглашали с самого начала, но в первой партии ее не было. И в итоге все 20 девушек не прошли медкомиссию. Чтобы у вас не возникло мысли, что они все хворые - нет, просто не подошли для космического полета. Это особые требования. И вот тогда мы оказались в состоянии грогги... А дальше была такая история: мы сидели в Центральном доме литераторов, приехала Юля - а она еще не знала, что никто не прошел. Я смотрю на нее и говорю: «Тебе надо будет на следующей неделе поехать в Звездный на медкомиссию». Она посмотрела на меня и сказала: «Да? Ну хорошо»…

Реальные герои

- Подготовка, уже, видимо, проходила спокойнее? Насколько я знаю, Юля Пересильд стойко выдержала все испытания...

- Инструктора по тренировкам в состоянии невесомости я спрашивал: «Ну как наши-то, ничего?» - «Ваши - лучше многих космонавтов». - «Как Юля?» - «Юля? Ее и лопатой не убьешь!» (Смеется.)

- Она и в космосе справлялась, судя по всему? В фильме выглядит отлично!

- Да. Но вы, наверное, видели: в трансляциях из космоса космонавты выглядят довольно упитанными. И кажется, что там кормят хорошо, движения мало, поэтому поправляются. А на самом деле нет. Все меню рассчитано, они сохраняют свою форму. Просто так как нет гравитации, кровь распределяется равномерно. И у большинства людей лицо становится шире, чем на земле. Когда мы увидели первые кадры Юли, то поняли, что космос пошел ей только на пользу: она там такая красавица!

- Сколько съемочных дней было на МКС?

- Ребята были 12 суток в космосе. Клим Шипенко снимал много - даже до того момента, как закрылся люк, соединяющий МКС и спускаемый аппарат, пока Олег Викторович (Новицкий, командир спускаемого экипажа. - Прим. авт.) не отнял камеру. Многие, наверное, видели, что после приземления, когда Клима достали, он первое, что сделал - из кармана вытащил камерные диски и передал их мне. Это то, что он снимал, уходя с МКС. Они сделали невозможное за короткое время - они просто реальные космические герои!

«Возьмите меня на Луну!»

- Фильм получился многогранным: есть истории про разные сферы человеческой деятельности, разные профессии…

- «Вызов» - это сага не только о космосе, но и о врачах. Юля, играя хирурга, является лицом этого проекта. Здесь космос и медицина совмещены, и учитывая, что в последние три года мы сами погружены в медицинские проблемы, людей этой профессии нам, кажется, удалось воспеть.

- Съемки художественного фильма в космосе - самая высокая планка, и мы здесь - первые в мире. Но сложнее всего - соревноваться с самим собой. Дальше что?

- Вы знаете, мы действуем по принципу: «Невозможное - это то, чего вы плохо захотели». Я думаю, что нам предложат большое количество тем для новых фильмов глобального содержания - и я надеюсь, этот вызов мы примем. Мы, честно говоря, планируем полететь на Луну, чтобы снимать там «Вызов-2». Тем же составом... Только, ребята, возьмите меня с собой, пожалуйста!