Для изготовления деталей нашего невероятного самоката, развивающего 115 км/ч (0..100 — 6.5 секунд), мы приобрели вертикально-фрезерный станок портального типа. Он оснащён сервоприводами и отдельным блоком управления на основе контроллера XC709D. Это станок российской сборки на китайских комплектующих, и обошёлся он всего в 960.000 рублей.
Для чего понадобился такой станок? Дело в том, что себестоимость его работы на порядок ниже, чем у HAAS, и его значительно проще и быстрее программировать.
На этом станке было изготовлено около 90% деталей для четырёх самокатов, после чего ресурс некоторых комплектующих подошел к концу: износились гайки и опоры ШВП (так называемой шарико-винтовой передачи). Так как их всё равно надо было менять, мы решили заодно повысить класс точности станка.
Чтобы выставить все узлы станка максимально ровно, мы добавили регулировочные винты, которые опираются в калёный корпус каретки так, что можно регулировать с их помощью наклон портала.
ШВП (шарико-винтовая передача) — разновидность линейного привода, превращающего вращательное движение винта в поступательное движение гайки. Винт имеет спиральную насечку, по которой движутся шарики. Вдоль винта движется гайка, в которой тоже есть дорожки.
Раньше на станке стояла обычная гайка ШВП без преднатяга. Она свободно движется вдоль винта: если поставить его вертикально, она скатится под собственной тяжестью.
Совсем другое дело — гайка с преднатягом, которую мы поставили вместо прежней. В таком варианте люфты практически исключены. Даже если появляться выработка, её можно устранить, чуть потянув среднее кольцо.
Следующий важный элемент ШВП — это опоры. Опоры бывают двух видов: поддерживающая опора, которая просто удерживает винт от провисания, и фиксирующая опора, которая фиксирует винт от движений вдоль оси вращения. В заводском варианте этой опоры стояли обычные радиальные подшипники с фланцем, и у них вскоре появился существенный люфт — до 0.2 мм. Мы заменили их на радиально-упорные подшипники, сделали дополнительное усиление и растянули винт ШВП между двумя опорами: это практически исключает люфт.
Ещё одно изменение коснулось диаметра винта ШВП и его шага. На заводском винте шаг был 10 миллиметров, новый мы заказали с шагом 5 мм. Благодаря этому точность позиционирования выросла в 2 раза.
Смотрите новое видео на нашем канале!