Из цикла “Рождённые в СССР”.
Для Вовки вполне естественно, что его самый лучший в мире папка — лоцман. Естественно и несомненно! Кем же ему ещё быть? Ведь вся его семья — керчане! Они живут в городе, где два порта — торговый и рыбный, два судостроительных завода и, конечно, два моря — Чёрное и Азовское.
Для Вовки одни только выгоды от этой самой обычной, в его понимании, профессии отца. Ему ещё и десяти нет, а он самостоятельно несёт вахту рулевого на лоцманском катере! Отец укажет, держи на тот мысок, или будь в створе, и Вовка ведёт катер как по нитке. Он и по компАсу может рулить. Только рыскнет картушка, а он уже одерживает её лёгким поворотом штурвала. Твёрдо следует назначенному курсу. А ещё... он уже пил Кока-колу, единственный из класса. Попробуй опиши приятелям тот классово противоречивый восторг, который охватывал его, крымского паренька, от щиплющихся в носу этих мелкобуржуазных пузырьков!
Иногда случается, что батя его берёт с собой на лоцманскую проводку. Это самый желанный праздник для Вовки. На кораблики под капиталистическими флагами, само собой, Вовке нельзя. На борт братьев по социалистическому лагерю… тоже нельзя. Но у Вовки ведь пятёрка по рисованию, значит, в качестве исключительного поощрения, можно… Нынче болгарский сухогруз прибывает в Керчь из Варны. Вовка ловко вскарабкался вдоль борта по отвесному шторм-трапу и оказался на палубе болгарина, практически за границей. У него строгий наказ ничего не трогать, никуда не лезть. Вовка смотрит и всё подмечает. Как уважительно встречают лоцмана — его отца — и сопровождают на мостик. Как церемонно с ним здоровается капитан… Вот батя представляет Вовку, и непременно следует традиционный вопрос:
— Кем будешь, когда вырастешь?
— Капитаном! — неизменно отвечает Вовка. Его бодро поощряют, похлопывают по плечу и… забывают о его существовании, ибо судно в узкости, в проливе.
Керчь-Еникальский канал имеет пять "колен" — это уже Вовка знает. А в его голове один за другим возникает ещё множество вопросов. Хочется их задать вахтенному штурману, но тысячу раз проинструктированный быть "тише воды, ниже травы" Вовка наблюдает за обязанностями и действиями вахтенного помощника капитана из своего уголка. Его беспокоит мысль: "А смогу-ли? Легко сказать, буду капитаном. А получится-ли?"
Штурман смотрит в лобовой иллюминатор. И Вовка уже собрался что-то спросить — есть минутка… Но отец строго одёргивает: не мешай, видишь, человек работает!.. Так всё равно же, чай он "просто смотрит в окно"! А то, что штурман считает проблески буёв, визуально совмещает след от убитой мухи на люмике и сейнер вдалеке, чтобы прикинуть, меняется ли пеленг — это уж Вовка поймёт много-много лет спустя. А тогда пацану подумалось: "Чё, непыльная работка. Я с такой, пожалуй, справлюсь…"
На самом деле, для любознательного читателя: когда два судна сближаются с неизменным пеленгом, это уже тревожный признак возможного столкновения. Если появилось чувство неуверенности, что опасность-таки присутствует, тогда вместо следа от мухи либо визирь на радаре ставится на оппонента, либо нацеливается оптический пеленгатор.
Проводка проводкой, а обед, как водится, по распорядку. Для маленького Вовки нет ничего вкуснее борща по-болгарски. Такого наваристого и ароматного! А как аппетитно пахнет свежевыпеченный на камбузе хлеб! Такая судовая традиция Вовке очень даже по душе!
Поставили теплоход к стенке, то бишь пришвартовали. Капитан благодарит лоцмана, прощаются. По трапу спускаются они с отцом на берег. Но в этот раз батя домой не спешит. Шутка ли, старый друг, однокашник по мореходке пришёл на своём пароходе в Керчь!
Они отправляются в гости на настоящий пароход, один из "последних могикан" с клёпаным корпусом и высокой цилиндрической трубой, из которой вырывается густой чёрный дым. Батя надолго исчезает в капитанской каюте, а для Вовки — раздолье. Вверх и вверх по трапам, и непременно окажешься или в штурманской рубке, или на крыле мостика!
В рубке на стоянке никого нет, у вахты другие заботы. А для Вовки здесь широкое поле для фантазий и игр. УКВ-радио на дежурном канале время от времени просыпается с короткими чьими-то репликами в эфире. Вовка отдаёт кому-то команды, вертит штурвал, прикладывает лицо к резиновому раструбу выключенного радара, с опаской прикасается к машинному телеграфу, крутит пеленгатор, заглядывает в нактоуз компаса, рассматривает разноцветные флаги МСС, разложенные по ячейкам. В разгар Вовкиной игры возникает неотложная потребность подать сигнал тифоном. Конечно, понарошку. Он пододвигает высокое капитанское кресло под стальной трос, натянутый под самым подволоком рубки, забирается на него и берётся за трос. И... чудо, паровой тифон отзывается! Сначала тонкий-тонкий звук свистка. Потом, с нарастанием мощи, раздаётся оглушительный бас судового тифона. Вовка от неожиданности импульсивно дёргается всем телом. Капитанское кресло опрокидывается, и Вовка виснет на тросе. Оглушительный протяжный басище тифона разрывает тишину торгового порта! Ошарашенный Вовка отпускает руки и валится на палубу рубки.
Пароходик, разумеется, ошвартован как раз напротив здания Портнадзора — это уж классика жанра для подобного рассказа. А Портнадзор для судоводителей, что автоинспектор для шофёров. Посему, во мгновение ока примчавшиеся на мост, капитан и отец выслушивают по вдруг ставшему многословным УКВ строгий нагоняй от диспетчера Портнадзора. И маленькому Вовке достаётся на орехи за свою шалость. В его распоряжении остаётся только остро заточенный простой карандаш и старая навигационная карта. Его усадили за стол, чтоб рисовал, а не лазил не пойми где. Всего-то делов, Вовка не пропадёт! Ему некогда скучать — безрассудные его грёзы воплощаются в диковинных рисунках. И едва ли постигшая его прискорбная участь способна повлиять на уже принятое Вовкой решение непременно быть капитаном!
09 мая 2023 года.