Найти тему
Сергей Михеев

Многие увидели возможность выйти из-под контроля

Сергей Михеев: Всё то, что сейчас демонстрируют Штаты, говорит, во-первых, о явной несамостоятельности многих постсоветских государств и о том, как Штаты видят дружбу. Дружба такая: «если вы, даже жертвуя собой, защищаете наши интересы, то мы с вами друзья. Если вы защищаете свои интересы, независимо от того, как относитесь к нашим врагам, то вы не наши друзья, и мы будем рушить ситуацию в вашей стране». Это очень показательный пример того, как американцы ведут свою политику.

Есть и более глубокие вещи. То, что Грузия (которая очень серьезно пристегнута и к американцам, и ко всем натовским структурам, и ее перспективой они считают вхождение в Евросоюз когда-нибудь на каких-то условиях) заняла нейтральную позицию и всячески упирается от того, чтобы ее втянули в конфликт с Россией, это говорит о простой вещи: американцы теряют свое влияние. Я вчера об этом говорил и сегодня еще раз напомню: факт приезда на парад Победы лидеров всех среднеазиатских республик о многом говорит. Потому что недавно по Средней Азии проехалась делегация Госдепартамента США, которая откровенно занималась выкручиванием рук и угрозами. Но, судя по тому, что все эти президенты, включая президента Казахстана Токаева, приехали на парад Победы, несмотря на некоторую напряженность в наших отношениях, говорит о том, что всех своих целей Госдеп не достиг и многие почувствовали, что это можно игнорировать.

У нас есть тактические неудачи, скажем, на полях спецоперации, но глобально есть и совершенно другое направление. Многие увидели в этой ситуации возможность выйти из-под контроля Штатов. Есть вещи, в которых мы тоже разочарованы в отношении своих возможностей, но многие увидели, что Штаты вовсе не такие всесильные, какими хотели бы быть. И здесь под шумок нашей войны с Украиной (неонацистской, скажем откровенно) можно ослабить веревочку. Можно вообще полностью отвязаться: некоторые уже отвязались, некоторые молча это делают, а некоторые - заявляя.

Но то, что даже такая явно антироссийская страна, как Грузия, позволяет себе подобную повестку и такие заявления - несомненно, знак очень неприятный для Штатов. Конечно, я бы не стал обольщаться и говорить о том, что грузинская власть отличается какими-то пророссийскими настроениями. Но здесь есть два объективных фактора, которые невозможно игнорировать: 1. Вопрос безопасности. Потому что Грузия и ее руководители - те, кто достаточно ответственные… А там сейчас есть в оппозиции друг к другу премьер-министр Ираклий Гарибашвили и президент Грузии Саломе Зурабишвили. Зурабишвили абсолютно проамериканская креатура, а Гарибашвили в последнее время демонстрирует более взвешенные взгляды.

Грузия понимает, что, если вовлечется в войну с Россией, для нее это может быть полной катастрофой. Поэтому суть здесь не в любви к России. Потому что есть проблема Южной Осетии и Абхазии, и ни один грузинский политик не может сделать вид, что этой проблемы нет - взять и перешагнуть. Есть очевидный расчет: они понимают, что в случае втягивания в войну с Грузией могут случиться очень серьезные неприятности, и, учитывая ее небольшую территорию, небольшое население, очень незначительный экономический потенциал и небольшую армию, для нее это может стать катастрофой. С экономической точки зрения это тоже важно, потому что приближается летний сезон, а грузинские курорты на российских туристах достаточно зарабатывали последние годы и хотят еще зарабатывать. Плюс, в России есть довольно большая грузинская диаспора, которой тоже нужно ездить туда и обратно и т.д.

2. Значительная часть грузинского общества, особенно старшее поколение, настроены традиционалистски. Даже те, кто очень негативно относятся к России из-за югоосетинского и абхазского конфликтов, нутром не принимают западные извращения, которые те всем навязывают как якобы прогрессивный путь развития. Их тошнит от этого, потому что они сохранили в себе нормальные естественные отношения к жизни. А американцы и их европейские союзники жестко навязывают всем именно эти вещи, говоря: «Если вы наши союзники, вы должны все это принять. Не просто принять, а еще у себя интегрировать, развивать, культивировать, убеждать всех, менять свою жизнь». И значительная часть грузинского общества это совсем не переваривает.

Эти два фактора играют здесь роль. А проамериканское лобби, опирающееся на президента, политические партии, сторонников Саакашвили, молодежь, НПО и т.д., наоборот, находится в обратном лагере - в лагере тех, кого западники поддерживают. Такая напряженность сейчас обозначилась в ходе ситуации, когда Россия решила в одностороннем порядке возобновить безвизовый режим и разрешить российским авиакомпаниям полеты в Грузию.