Эксперт спрогнозировал повышение качества жизни и ускорение развития агломерации
Мэр Евгений Наумов накануне анонсировал запуск нового транспортного проекта, который соединит железнодорожными путями аэропорт с вокзалом Краснодар 1. Со временем он должен масштабироваться и стать каркасом для нового вида транспорта, который позволит за короткое время преодолевать большие расстояния в страдающем от пробок муниципалитете. О том, почему городская электричка крайне необходима крайцентру и как она может кардинально изменить жизнь его обитателей, в интервью для «ЯСНО» рассказал профессор КубГАУ, зампред Общественной палаты Краснодарского края, экономист Александр Полиди.
— Александр Анатольевич, день добрый. Можно ли сказать, что проект городской электрички кардинально изменит транспортную ситуацию в городе?
— Безусловно, городская электричка станет принципиально новым видом транспорта, создав новое качество для системы перевозок Краснодара.
Во-первых, это магистральный транспорт, который будет перевозить относительно большое количество людей довольно быстро. Сегодня ни трамваи, ни троллейбусы, ни автобусы с маршрутками не могут и близко показать аналогичную скорость из-за естественных ограничений дорожно-уличной сети. У городской электрички такого ограничения не будет.
Во-вторых, пожалуй, это единственный вид транспорта, который, в силу своих свойств, может обеспечить агломерационные потребности Краснодара и его населения, фактический размер которого, по моим оценкам сегодня составляет более 1,8 миллиона человек.
Напомню, что в Стратегии развития города, которая разрабатывалась в 2018 году, заложен приоритет сорокаминутной доступности при перемещении от периферии агломерации до центра. Сейчас ничего подобного нет. Значительная часть городских окраин у нас обслуживается только автобусами и маршрутками. Но качество перевозок (особенно с учетом многолетней деградации парка частных перевозчиков) оставляет желать лучшего.
Поэтому городская электричка — это единственная возможность обеспечить транспортную связанность периферии и центра в условиях сложившейся Краснодарской агломерации.
Трамвай — не конкурент, а дополнение
— Сейчас городские власти и холдинг «Синара» реализуют проекты по созданию новых трамвайных веток на востоке и западе Краснодара. Не окажется ли городская электричка конкурентом для трамвая.
— Я так не думаю.
На данный момент у нас самый скоростной вид транспорта — трамвай. Но даже он имеет серьезные ограничения по скорости и вместимости. А строительство новых веток, стартовавшее в последние годы, носит догоняющий характер.
Впрочем, догоняющий характер будет носить и появление городской электрички. Это фиксация и попытка разрешить проблему, которая формировалась десятилетия.
Подчеркну, что трамвай и электричка не будут являться конкурирующими видами транспорта. Фактически они будут дополнять друг друга.
— Чем два вида транспорта принципиально отличаются друг от друга?
— Если трамвай носит локальный характер и закрывает транспортные потребности города, то электричка позволит не только быстро передвигаться по городу, но и даст дополнительный импульс для развития агломерации.
Задача электрички — обеспечить высокую тактность и скорость на магистральных направлениях с наиболее плотным пассажиропотоком. Здесь не может быть 10-20 линий. Понятно, что существующая железнодорожная инфраструктура недостаточна и требует развития. Но она уже является каркасом для городской электрички, которая будет развиваться.
Электричка повысит качество жизни
— Мы говорим о том, что после реализации проекта краснодарцам будет значительно легче добираться из одной части города в другую. А ждать ли улучшений в других сферах?
— Безусловно, качество жизни в Краснодаре повысится после реализации проекта городской электрички.
Здесь будет прямое воздействие, поскольку экономия времени в транспорте приведет к большей связанности и транспортной доступности частей города.
Экономия времени — это большая производительность труда. А значит, и увеличение объемов производства.
Кроме того, это снизит нагрузки на дорожно-уличную сеть, а вместе с этим и издержки на её реконструкцию и необходимость расширения. Город ждет освобождения от образовавшегося избыточного частного транспорта.
Еще снижение перевозок на автомобилях приведет к улучшению экологии за счет снижение выбросов выхлопных газов.
Электричка должна также сделать более доступным аэропорт Краснодар, который после реконструкции и возобновления полетов может стать дополнительным драйвером развития для города.
Центру дадут вздохнуть
— Как повлияет новый проект на развитие городского центра?
— Городская электричка может дать новое качество для развития городского пространства Краснодара. Она позволит сформировать новые производственные, торговые и деловые кластеры на окраинах города.
У нас центр Краснодара, к сожалению, продолжает сталкиваться с колоссальными ограничениями из-за огромной скученности и неразвитости транспортной инфраструктуры. Возможности экстенсивного развития этого пространства практически исчерпаны. Его невозможно развивать даже с точки зрения коммунальной инфраструктуры, мощность которой там крайне ограниченны.
Электричка сможет оттянуть на периферию часть бизнеса и административных учреждений. А значит, сделает существующее пространство в центре более комфортным. Снижение существующей нагрузки на исторические районы города позволит реализовать там какие-то проекты развития, которые пока невозможны именно по причине транспортных ограничений.
Сейчас любое перекрытие улиц вызывает коллапс. Мы хорошо знакомы с подобными случаями. Однако реализация нового транспортного проекта минимизирует существующие проблемы. А значит, Краснодар может ждать большого скачка в своем развитии.
— Есть ли примеры того, как подобные примеры меняли жизнь горожан в других мегаполисах?
— У нас любят ссылаться на зарубежный опыт. Но есть и успешные отечественные примеры того, как реформа транспортной инфраструктуры преображала городскую жизнь. Из недавних — это кейс с Московским центральным кольцом. Впрочем, также вспоминается опыт Перми, где городская электричка вот просто дала возможность городу задышать с точки зрения его транспорта и развиваться более динамично.
При этом Пермская агломерация находится на 13-м месте в России по размеру, а Краснодарская – на 7-м.
Поэтому появление городской электрички (в условиях, когда альтернативу в виде метро создать невозможно), это уже не необходимость, а неизбежность для нашего города. По-другому развиваться мы просто не сможем».