Найти в Дзене
Культур-трегер

Зачем Третьяковская галерея купила ветку, примотанную скотчем к фанере?

Андрей Монастырский (род. в 1949 году) "Ветка", 1996 год.
Андрей Монастырский (род. в 1949 году) "Ветка", 1996 год.

В 2020 году руководство Третьяковской галереи (недавно его поменяли) вдруг осознало, что в крупнейшем музее Русского искусства почти нет работ 1990-х годов.

Поэтому искусствоведы решили срочно "заполнить лакуну". Они собрали художественный совет и приобрели одну из самых эпатажных работ 1990-х годов -"Ветку" Андрея Монастырского.

Однако по факту музей приобрел даже не ту самую скандальную работу из 1990-х годов, а просто ее концепцию или идею. Поскольку и сама ветка, и скотч, которым она была приклеена к фанере, уже успели четыре раза поменяться.

Старое руководство музея с помпой презентовало новый шедевр в зале Александра Иванова в старой Третьяковке на фоне картины "Явление Христа народу"".
Старое руководство музея с помпой презентовало новый шедевр в зале Александра Иванова в старой Третьяковке на фоне картины "Явление Христа народу"".

Читатель наверняка уже хочет узнать, сколько же заплатили за этот шедевр?

Сразу скажу, что точную сумму покупки я не нашел. В открытых источниках ее просто нет. Но известно, что "Ветка" Монастырского была куплена за счет собственных доходов Третьяковской галереи, в частности, за счет т.н. эндаумент фонда, который в 2020 году составил 3 000 000 рублей. Но часть средств из этого фонда потратили еще и на реставрацию старого дома Третьяковых.

Таким образом, можно допустить, что стоимость "Ветки" Монастырского составила около 1500 000 рублей. Это предположение верно только в том случае, если затраты на реставрацию и "Ветку" поделили поровну. Но процентные соотношения в данном случае могут быть любыми.

Я отдаю себе отчет, что пишу достаточно ехидно о том, что для какой-то части людей является синонимом всего современного и прогрессивного.

Продвинутые искусствоведы могут обвинить меня в том, что я любитель пошлости в стиле конфетных оберток "Мишка косолапый".

Обертка конфеты "Мишка Косолапый"
Обертка конфеты "Мишка Косолапый"

Конечно, обертка для конфет "Мишка косолапый" не искусство. Но она все же (хоть и в примитивной обработке), знакомит массового зрителя с одним из шедевров русской живописи:

И.Шишкин (пейзаж) и К. Савицкий (фигуры медведей) "Утро в сосновом лесу", 1889 год.
И.Шишкин (пейзаж) и К. Савицкий (фигуры медведей) "Утро в сосновом лесу", 1889 год.

Кстати, против современного искусства я тоже ничего не имею. Но все-таки русский купец Павел Третьяков создавал свою галерею классической живописи не для того, чтобы в ней висели ветки, примотанные скотчем.

В одном из залов в музее современного искусства "Эрарта" в Петербурге.
В одном из залов в музее современного искусства "Эрарта" в Петербурге.

Можно по разному относится, например, к современным французам и британцам. Но они четко разделяют старое (классическое) и новое искусство. Ни в Лувре в Париже, ни в Национальной галерее в Лондоне вы веток, примотанных скотчем, не найдете. Для этого у них есть другие места.

И в России есть множество прекрасных выставочных пространств современного искусства. Именно там "Ветке" Монастырского и место.