Найти в Дзене
Скар Крипипастов

Лагерные ужасы. Бестиарий и фольклор пионерлагерей и детских санаториев отдыха - от Пиковой Дамы до Жевательного Гномика

Оглавление

В лагере духов Антон вызывал.

Больше мальчонку никто не видал...

Добро пожаловать в пионерский подвал ужаса вожатого Скара, мои дрожащие в ожидании гроба на колесиках постаревшие детишки!

Уверен, что почти каждому в юношеские годы чудесные ходя бы раз доводилось побывать в летнем детском лагере (а в случае с более умудренной годами аудиторией - возможно, и в пионерском). Несмотря на то, что, по умолчанию это были лагеря для детского отдыха, их истинным назначением, конечно же, был тот самый отдых, но только для родителей. Которые могли, таким образом, хотя бы на пару недель расслабиться и немного пожить для себя в достаточном отдалении от своих обожаемых чад. Для ребенка же такое учреждение было школой жизни, в которой он учился взаимодействовать с разнородным коллективом себе подобных мелких шалопаев, ориентироваться на местности в рамках прилежащей к лагерю территории, обретать новые полезные навыки и проявлять свой творческий потенциал. Но, учитывая неисчерпаемый запас энергии стремительно растущего детского организма, со стороны взрослых наивно было бы полагать, что этим все и ограничится, и с отбоем все детишки будут мирно спать согласно местному распорядку. Ведь, если задуматься, что будет, если собрать несколько неокрепших и взбудораженных юных умов в одном месте под покровом темноты в дышащем историями незнакомом скрипучем здании? Разумеется, они будут рассказывать друг другу всякую жуть!

-2

Так уж устроено мифологическое мышление человека, которое особенно живо проявляется в детском возрасте, пока разум не закоснел окончательно перед натиском серой бытовухи и потребительского прагматизма. Красная рука, зеленые пальцы, самодвижущиеся гробы и замогильное радио - богатый лагерный фольклор поражает своей изобретательностью и самобытностью, и берет свое начало еще во времена первых пионерлагерей и городских легенд раннего СССР. Давайте же измажем заснувшего соседа зубной пастой, украдкой выскользнем из корпуса и познакомимся поближе с удивительным и жутким миром санаторно-курортных страшилок!

-3

Условно "лагерный фольклор" можно разделить на две части - страшные истории, связанные с прилежащей территорией и местными обитателями или более абстрактными и повсеместно распространенными городскими легендами, и так называемые "вызывания", т.е. детская ритуальная магия с элементами игры. В данном случае второй пункт по ряду объективных причин представляет куда больший интерес, поэтому на нем мы остановимся чуть подробнее. Нередки и случаи симбиоза, когда изначально предназначенная для устного пересказа история находила дальнейшее воплощение в виде возможности призыва описываемого в ней зла. В пример можно привести известнейшую советскую легенду о гробе на колесиках .

-4

Она имеет множество различных интерпретаций, но один из самых популярных вариантов рассказывал о девочке, которая сидела дома и услышала по радио, что по городу ездит гроб на колесиках, и нужно срочно закрыть все окна и двери. Разумеется, девочка не послушалась, и через пару минут по радио сказали:

-«Девочка, девочка, закрой дверь. Гроб на колёсиках нашёл твою улицу. Он ищет твой дом».

Но неразумная девчонка снова проигнорировала это странное сообщение. А спустя еще минуту по радио последовало новое объявление :

-«Девочка, девочка, гроб на колёсиках нашёл твой дом. Он ищет твой подъезд!»

На этом моменте маленькая жертва сообразила, что что-то не так, и начала звонить на работу маме, но в трубке голосом диктора ответили лишь: -

- «Девочка, девочка, гроб на колёсиках нашёл твой подъезд. Он ищет твою квартиру!»

В финале радио замогильным голосом объявляет перепуганной насмерть девчушке:

- «Девочка, девочка, гроб на колёсиках нашел твою квартиру. Он въезжает!»

Финалов у этой истории также превеликое множество. Для примера, в одном из них малышку находят бездыханной внутри стиральной машины, а во рту у нее крутится маленькое черное колёсико. Другие, в основном, также оканчиваются весьма печально.

Примечательно, что советским детям настолько полюбилась эта жуткая история, что они придумали ритуал призыва гроба на колесиках - для этого нужно выйти ночью в подъезд или коридор, встать в круг и произнести три раза «Гробик, приди!», а затем громко затопать ногами. Если раздастся стук колёс, то нужно скорее бежать...

-5

В целом можно сказать, что практически все лагерные легенды, помимо намерения напугать, несут в себе ярко выраженные назидательные мотивы, и, таким образом, являются своеобразным элементом контроля. Что неудивительно, учитывая, что их распространением и культивацией занимаются, в основном, вожатые. Типичные сюжеты - про нескольких непослушных пионеров, вышедших в неурочный час за пределы здания, и превратившихся в статуи, или про нерадивого вожатого, недобросовестно выполнявшего обязанности, и сошедшего с ума - якобы он до сих пор бродит где-то по закрытой части лагерного корпуса и охотится на тех, кто не спит. Или истории про призрак однорукой уборщицы, так и не дождавшейся физрука на свидание. Эти легенды передаются из уст в уста, и зачастую искажаются до неузнаваемости даже в рамках нескольких летних смен одного и того же лагеря. Помимо топографической привязки к конкретному месту и его истории, страшилки часто миксуются с элементами общеизвестного городского детского фольклора наподобие возникающей из ниоткуда удушающей красной руки (образ которой использовал даже Леонид Гайдай в своей легендарной "Бриллиантовой руке" в эпизоде с кошмаром Геши), или жуткого зеленого пятна на стене.

-6

Наиболее исчерпывающим исследованием подобных историй можно считать повесть детского писателя Эдуарда Успенского "Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы", которая была опубликована в 1990-ом году в трех номерах журнала "Пионер". Материал для ее написания Успенский собирал непосредственно из прямых источников - незадолго до начала работы над произведением он по радио попросил юных слушателей со всего Союза присылать ему на почту все возможные "страшилки", о которых они знают. В результате получилась детективная юношеская повесть, в которой были собраны наиболее интересные, пугающие и самобытные детские страхи советской молодежи.

-7

Логическим продолжением этой работы явился сборник «Жуткий детский фольклор», составленный тем же Успенским в соавторстве с Андреем Усачёвым, и выпущенный в 1998 году. В нем было собрано большое количество литературно переосмысленных разнородных "пионерских страшилок", дополненных авторскими интерпретациями широко известных образчиков зарубежной литературы ужасов, наподобие повести о Суини Тодде Хью Виллера или сказок про Синюю Бороду.

-8

Итак, с повествовательной частью более-менее разобрались. Теперь перейдем к призыву сущностей и духов. Так сказать, от теории к практике.

-9

Разумеется, для маленьких "узников" летних лагерей интереснее страшных историй о сверхъестественных событиях могло быть только непосредственное в них участие. Ритуалы призыва различных потусторонних сущностей были распространены повсеместно на территории всего бывшего СССР, и практикуются до сих пор. Основные движущие силы, которые мотивируют участников мистического акта - общая вовлеченность и объединение в рамках группы, адреналин, и некая заявка на экстраординарность происходящего, способная выделить их из общей массы в глазах сверстников. Типичные места проведения "вызывалок" - классические страшные места, такие как темный коридор, пустая комната, лестничный пролет, очень часто - туалетная комната или шкаф. Время - поздний вечер или полночь, так называемые "пограничные часы".

-10

Целью призыва, как правило, становится не конкретный результат или выгода участников игры, а само по себе доказательство существования духов, присутствие потустороннего. Особенно отчетливо это можно наблюдать в правилах призыва различных "гномиков", которые в любом случае не являются детям воочию, но оставляют некий предмет - улику, подтверждающий собравшимся, что они на самом деле были вызваны.

-11

Большинство ритуалов часто связано со страшной легендой, в которой подобные действия заканчиваются весьма плачевным образом для всех участников. Что, однако, не останавливает, а лишь подстегивает игроков к попыткам провести призыв. Обычно это делается "на слабо", чтобы доказать другим ребятам собственную бесстрашность.

Пиковая Дама

-12

Самый популярный персонаж лагерного фольклора, переживший несколько поколений советских и российских детей, и берущий свое начало в байках сороковых годов прошлого века, а может быть и более ранних периодов. Напрямую связан с одноименной игральной картой.

Способов ее призыва и его последствий за последние десятилетия набралось буквально сотни, поэтому привести их все в рамках данной статьи не представляется возможным. Приведу тот вариант, который был распространен в детстве вашего ужасающего вожатого:

Для правильного выполнения ритуала необходимо ровно в полночь зайти в тёмную комнату (желательно туалетную), и нарисовать на зеркале помадой лесенку с дверью на самом верху. Затем участнику (он должен делать все в полном одиночестве) нужно произнести ровно три раза подряд одну лишь фразу - «Пиковая дама, приди!» ,и не мигая пристально наблюдать за зеркалом. Если все было сделано верно, на верху лестницы появится крохотное изображение Пиковой Дамы. Как только она начнёт спускаться вниз и увеличиваться в размерах, надо очень быстро стереть лесенку, иначе Пиковая Дама спустится до конца, выйдет из зеркала и задушит ведущего на смерть.

Как я уже упоминал, существует огромное количество вариаций этого призыва. Если в вашем детстве был в ходу другой способ - обязательно напишите о нем в комментарии к статье, это будет очень интересно! Делитесь своим опытом - я обязательно дополню данный материал самыми интересными версиями.

Духи известных людей

-13

Популярнейший вариант для призыва, восходящий корнями к традиционному салонному спиритизму и аналогичной забаве-игре в западной скаутской среде. Чаще всего в былые времена принято было обращаться к известным русским писателям (особенно Пушкину и Лермонтову), полководцам или музыкантам.

Обычно достаточно было просто выключить в палате или холле свет, и сказать несколько раз: «Лев Толстой(к примеру), приди». Затем немного подождать, и громко сказать вслух: «Лев Толстой, если ты здесь, постучи в дверь». Если вы услышите стук - значит дух пришёл.

Если у вас был свой способ - также пишите его в комментах!

Гномики (шоколадный, мармеладный, жевательный и т.д.)

-14

Некие невидимые сверхъестественные сущности, которые могут из ниоткуда достать различные блага, обычно в соответствии со своим названием. Для призыва в разных версиях может понадобиться несколько предметов, таких как палочки и белая нитка.

На примере жевательного гномика - нужно было зайти в любой достаточно вместительный шкаф (можно в компании нескольких человек), и закрыться изнутри. После чего сказать: "Жевательный гномик, приди". Если после этого послышалось слабое чавканье - ритуал удался, а после выхода из шкафа в кармане всех участников должна появится жвачка (мармелад, шоколад и т.п.)

Матерный король/ Бабка-матершинница

-15

Пол и статус персонажа, в общем-то, совершенно не важны. Суть в том, что данный дух матерится как распоследний пропитый сапожник, а в качестве побочного эффекта заставляет материться окружающих, что довольно пугающе.

Для призыва необходимо натянуть черную нитку между палок или ножек кровати, накрыть все простыней и трижды прошептать "Матерный король, приди!" Индикатором, что ритуал прошел успешно, послужит громкий поток отборного русского мата из-под простыни.

Пьяный ёжик

-16

Немного незаконный для участников (учитывая их средний возраст) ритуал, поскольку для проведения необходимо некоторое количество алкоголя.
По одной из версий нужно взять блюдце или тарелку, налить в него любой алкогольный напиток, и оставить в углу комнаты в полной темноте. Для проведения действа лучше собраться компанией в несколько человек. Далее всем участникам ритуала рекомендуется залезть с ногами на диваны и кресла, чтобы конечности не пострадали - всё-так призывается мистический ёж! После этого хором позвать ежа три раза: «Ёжик, приди!», и подождать около минуты. Затем повторить все заново. Через какое-то время должно послышаться топанье маленьких ножек. Если призрачный алко-ёж принял подношение, топанье повториться, но звуки удаляющихся шажков будут странными, и как будто заплетающимися.
Также есть вариант схожего ритуала, который проводится в туалете и с включенным светом.

-17

А на этом всё. Учитывая поистине огромный потенциал данной темы, буду рад, если Вы поделитесь своим уникальным опытом соприкосновения с "лагерным" и санаторным фольклором! Самые примечательные истории и варианты непременно дополнят данную статью.

..................................................................................................................................................................

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями!

Ваша поддержка крайне важна для развития канала!