В западном сегменте интернета только и разговоров, что о море. О море проблем, которые уже доставляет и еще принесет так называемая забастовка сценаристов. Нам, с нашей находящейся в зачаточном состоянии индустрией профессионального сериального и кинопроизводства, от чужих проблем только смешно – ну какая забастовка? Писать они там что ли все перестанут? Съемки остановят? Не найдут обходных путей и "параллельных писателей"? А вот представьте себе – не найдут. Коротко, но доходчиво постараюсь рассказать вам, что это за демарш такой, почему случился, сколько будет длиться и по кому ударит. Поверьте, дело пахнет керосином для многих ваших любимых проектов...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Прежде всего, стоит попытаться понять, кто есть кто в этом столпотворении аббревиатур, которые на читателя вываливают новостные порталы. В этом разобраться будет нетрудно – подавляющее число сценаристов, пишущих в США как для кинокомпаний, так и для телеканалов, входят в созданный еще в 1950-х профсоюз авторов Гильдия писателей Америки (Writers Guild of America или WGA). В свою очередь, WGA является партнером ассоциации производителей визуального контента, объединяющей более 350 компаний и студий, производящих фильмы, сериалы и телепрограммы. Этот конгломерат называется Альянс производителей кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers или AMPTP). По старинной договоренности WGA и AMPTP раз в три года пересматривают свои взаимоотношения и заключают новое соглашение, в котором оговаривают финансовые детали будущего взаимодействия.
Если в силу каких-то причин новый контракт оказывается не подписан, WAG призывает своих членов присоединиться к забастовке, призванной повлиять на прижимистых боссов студий, чтобы писатели получили более привлекательные условия труда и оплаты за него. Обычно дело ограничивается одной только угрозой остановить работу, но время от времени сценаристам приходится действовать – предыдущая забастовка прошла в 2007 году и существенно повлияла на ландшафт кино и телевидения того времени. К этому мы еще вернемся, но сейчас давайте попробуем понять, чего требуют писатели, адекватны ли их запросы и стоит ли студиям их удовлетворять.
На самом деле, претензий у писательского профсоюза скопилось достаточно. Часть из них могла стать причиной конфликтов еще три года назад, но тогда переговоры проходили в условиях ковидных ограничений, и никто не был уверен в том, что киноиндустрия выживет в принципе. Теперь же пришло время обсудить множество вещей, и существенная часть тем касается взрывного роста активности потоковых сервисов и онлайн-платформ. Популярность Netflix, Disney TV+ или Apple TV изменила многие принципы работы сценаристов, и эти изменения требуют, во-первых, фиксации, во-вторых, оценки, и в-третьих, справедливой оплаты. Вот здесь-то и начались пробуксовки и юридическое бодание.
Денежный вопрос в этом противостоянии оказался на втором и даже третьем плане – основными камнями преткновения стали условия труда и занятость авторов. Оказалось, что новые принципы работы на съемочных площадках фильмов и сериалов крайне недружелюбны к сценаристам. Доработки, изменения, редактура часто ведутся буквально в процессе съемок, однако писатели в таком режиме оказываются дискриминированы – им переработки не оплачиваются, но фактически они привязаны к проекту и не могут откликнуться на другие предложения. С другой стороны, предыдущие контракты между WGA и AMPTP заключались, когда сценаристов привлекали к стандартным сериальным проектам в 22-24 эпизода за сезон. Сейчас же большее распространение получили шоу с числом серий от 6 до 13 – времени они отнимают столько же, а оплачиваются вдвое, а то и вчетверо дешевле.
Если раньше писателю, получившему заказ на сезон условного сериала "Друзья", оплачивали каждый эпизод, после написания которых он мог перейти на новый проект, то теперь авторы попадают в долгоиграющую кабалу. Шоу уровня "Мандалорца", "Локи" или "Дома дракона" могут сниматься многие месяцы, подвергаться радикальным переделкам, существенно меняться по ходу съемок – и всё это время сценарист привязан к площадке. А на выходе – вот вам оплата по поэпизодным тарифам. Фактически, писатели требуют сегодня пересмотреть условия оплаты – заставить студию платить за простой и дополнительные правки. В эту же группу претензий входит более тщательная комплектация так называемых "сценарных комнат", коллективов авторов, совместно развивающих идеи и затем разделяющих части сценария между собой для тщательной проработки.
Еще одна важная проблема, поднятая Ассоциацией писателей – нежелание потоковых сервисов присоединяться к ряду положений принятых на переговорах WGA и AMPTP ранее. Так онлайн-гиганты, например, не подписали соглашение о минимальном разовом вознаграждении для сценаристов своих проектов. Это моментально привело к падению стоимости работ авторов Netflix и ему подобных компаний, но профсоюз оказался бессилен поддержать своих сторонников в этой борьбе. Как результат – авторы, пишущие сценарии программ на эфирном телевидении, находятся в заметно более выгодном положении, чем их коллеги с онлайн-платформ.
Вообще, онлайн-вещание сегодня становится главным камнем преткновения в переговорах. Например, зашло в тупик обсуждение сторонами следующего вопроса – должен ли автор сценария сериала условного Apple TV получать дополнительное вознаграждение в случае большого зрительского успеха его произведения. Всё кажется логичным: фильм по твоему сценарию посмотрел миллион зрителей – получи премию. Но тут индустрия натыкается на непроницаемую стену – платформы не желают ни с кем делиться информацией о просмотрах, любые цифры стриминги дают с неохотой и в такой дозировке, чтобы ничего нельзя было сравнить и сопоставить. А тут какие-то "писателишки" будут требовать секретных отчетов! Да щас! Netflix еще попьет крови у переговорщиков на этом поле битвы.
Разумеется, и на остальных фронтах до компромиссов далеко – когда перед глазами возникают цифры, которые ставит условиями и та, и другая сторона, становится понятно, что разночтения в этом противостоянии слишком велики. Юристы со стороны WGA подсчитали, что новые условия оплаты и режима работы писателей обойдутся Альянсу кинопроизводителей в 429 миллионов долларов ежегодно. В свою очередь, AMPTP готова пойти на корректировку условий, соблюдение которых отнимет у студий только 86 миллионов. Пятикратный разрыв – это серьезный повод продолжать переговоры и забастовку, вряд ли такое несовпадение интересов возможно будет купировать в сжатые сроки и тут же найти устраивающее все стороны обоюдовыгодное решение. Похоже, это надолго.
Но до того, как мы задумаемся о сроках и последствиях, хочу рассказать об еще одном пункте переговоров, который далек от коммерции, но потенциально представляет угрозу, с какой человечеству прежде сталкиваться не приходилось. Речь о нейросетях и искусственном интеллекте. Какие-то три года назад это было неактуально, но сейчас о "машинном творчестве" вещают из каждого утюга – разумно, что Ассоциация писателей забила тревогу. Нет, пока даже в самых смелых мечтах никто не предполагает, что ChatGPT напишет собственную "Войну и Мир", но WGA заботит иной аспект – авторские права и отчисления. Если вы знакомы с принципом работы нейросети, то вам известно, что, очень приближенно, ИИ не придумывает ничего своего, а лишь компонует готовый продукт из миллионов почерпнутых им в процессе обучения сведений. И здесь образуется подвох.
Грубо говоря, писатель действует схожим образом – как говорили великие литераторы пошлого, сюжетов существует всего 36 (по иному мнению, вообще только четыре), а всё остальное является авторской обработокй имеющегося мирового опыта. Но здесь, худо-бедно, вопрос удалось утрясти – появилось понятие авторского права, плагиата, заимствования и цитирования. Нейросети в настоящий момент находятся вне этого правового поля – все понимают, что ИИ использует чужие произведения, но зачастую сразу сложно определить какие. А ведь это тоже цитирование в какой-то мере. И что тогда делать с вознаграждением автору? А с авторским отчислениями? А с претензиями?
В проекте нового контракта между WGA и AMPTP писатели требуют исключить любое использование нейросетей в написании сценариев для фильмов, сериалов и телепрограмм. Больше того, Ассоциация намерена добиться запрета доступа программ искусственного интеллекта к интеллектуальной собственности своих членов дабы не допустить саму возможность машинного обучения на примерах других сценариев. Производители, конечно, не торопятся отказываться от возможности "нанять" компьютер, поэтому пока предлагают авторам отложить разговор на год, когда станет понятно, насколько велика угроза, исходящая от будущего Скайнета.
И снова мы видим полное несоответствие целей и намерений сторон, что говорит о долгом предстоящем процессе поисков соглашения. Поэтому давайте вернемся к вопросам сроков – сколько же забастовка может продлиться. По мнению ряда аналитиков, конфликт может затянуться на месяцы и даже продлиться около года – слишком уж радикальны разногласия – и вряд ли нам поможет опыт прошлых лет. Я просто напомню о том, как протекала предыдущая забастовка, случившаяся в 2007 году. 15 лет назад сценаристы выступили в защиту своих интересов в условиях роста интереса публики к многомиллионным блокбастерам и на пике сериального бума. Требования были понятны и очевидны – писательский труд должен адекватно вознаграждаться.
Тогда конфликт продлился 100 дней и завершился подписанием нового контракта весной 2008-го. Сейчас большинство зрителей этого уже не помнит, но вообще-то последствия того противостояния были катастрофическими. Эфирные и кабельные каналы вынуждены были сократить число эпизодов в новых сезонах популярных сериалов "30 потрясений", "Остаться в живых", "Побег", "Теория большого взрыва", "Во все тяжкие", "Гриффины" и многих других. Еще ощутимее был удар по кинопроизводству с его строго лимитированными сроками работы – недоработки сценаристов сказались на провалах "Броска кобры", "Трансформеров", "Терминатора", "Людей Икс" и новой серии Бондианы. Запланированная на ближайшие месяцы "Лига справедливости" Джорджа Миллера с Арми Хаммером в роли Бэтмена вообще отправилась в небытие. Так что смешного мало – без сценариев Голливуд пуст.
Сегодня отложившие в сторону свои перья 11 тысяч сценаристов угрожают сорвать еще большее число радужных студийных планов. Даже поверхностный взгляд на тот калейдоскоп сериалов, работа над которыми уже приостановлена, заставляет поежиться – каждая неделя забастовки сдвигает выход этих шоу на месяц. Придется подождать новых серий "Шершней" и "Кобры Кай", "Очень странных дел" и нового спин-оффа "Игры престолов", "Разделения" и "Звездного пути". Кинематографисты пока не спешат шокировать публику, но уже стало известно, что без готового сценария из-за забастовки остался новый марвеловский "Блэйд". И повторюсь, это только начало – забастовка стартовала 2 мая, но конца-края ей не видно – в эти жернова попадет еще немало фильмов и сериалов. Про телепроекты сегодня никто даже не упоминает – большинству вечерних развлекательных шоу придется пойти в отпуск на ближайшие недели и месяцы.
В финале затрону еще один аспект, который может быть не очень понятен российскому обывателю. А почему, собственно, все слушаются организаторов забастовки? Почему бы писателю, которого всё устраивает, не продолжить работать, ведь его талант теперь обретает дополнительную ценность? Всё дело в работе института репутации и авторитета, которые работают в чуждом нам западном режиме. Гильдия сценаристов – это не просто клуб по интересам, это весьма значительная сила, защищающая права своих членов в судах, отстаивающая интересы при заключении контрактов, поддерживающая новичков и создающая приемлемые условия для тех, кто уходит из профессии по достижении преклонного возраста. Членство в Ассоциации по-настоящему ценится, и потерять его не хочет никто.
В свою очередь WGA справедливо решила, что только совместными усилиями ассоциации удастся добиться выполнения своих условий. До сценаристов и писателей были донесены простые условия борьбы – бастовать всем без исключения. Конечно, запретить работать над каким-то особенно привлекательным проектом никто не может, но членам Союза четко дали понять – выход из забастовки грозит моментальным исключением. Попутно писателям, не состоящим в Гильдии, предложено присоединиться к пикетам, иначе о будущем членстве можно даже не мечтать. Это чем-то похоже на режим санкций, объявленных Соединенными Штатами ряду стран – вроде бы прямых запретов нет, но реакция на нарушение установленных правил обозначена такая, что лучше не высовываться.
Если вы спросите мое мнение (хотя кому это может быть интересно), то я настроен весьма пессимистично – на мой взгляд, конфликт в этом году продлится долго, весьма вероятно, что дольше стачки 2007-го. Откровенно, я буду весьма удивлен и порадован, если WGA и AMPTP договорятся до начала осени, но не удивлюсь, если противостояние протянется до конца года. Почему порадован? Потому что каждый день простоя грозит ужасной катастрофой, на фоне которой пандемийный карантин может показаться легким шлепком. Если на полгода остановится ВСЁ кино- и сериальное производство, то уже осенью нам просто нечего будет смотреть. Большая часть лент и многосерийных проектов, запланированных на 2023-й уже написана и находится в работе или постпродакшене, но дальше... Ничто – на сколько хватает глаз. И заполнить его новинками сразу не получится – 2024-й может снова оставить мир без кинопремьер. И без всяких вирусов.
Но не будем, наверное, накрываться саваном раньше положенного срока – просто продолжим следить за ситуацией и делиться своими впечатлениями от происходящего. Пока же новинки выходят – переключимся на них, Киновед в штатском ценит разнообразие, так что на его канале – здесь и в телеграме – постоянно появляются новые материалы на самые неожиданные темы. Не забывайте заглядывать регулярно, и у вас всегда будет над чем поразмышлять. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, пишите, как никогда прежде, и...
Увидимся в кино!