Знакомство с Приморским краем начинается с автодорог. Основной транспорт в Приморье - автомобильный. Край лесистый, горно-таёжный. Железнодорожная магистраль по сути одна, с несколькими ответвлениями, из которых только одно направление, в порт Восточный, плотно загружено. Реки небольшие, мелководные с быстрым течением. Судоходна одна Уссури, но грузопоток у неё забрал Транссиб. Морской транспорт имеет первостепенное значение на островных и северных территориях, но таковых в Приморье немного. Авиация в недавнее время переживает не лучшие времена, осталось 8 действующих аэропортов местных воздушных линий, количество авиарейсов по краю сокращено в 2-3 раза.
Поэтому, автотранспорт в Приморье имеет первостепенное значение. Густую автодорожную сеть дополняют лесовозные дороги, опутавшие центр и север края. Конечно, их проходимость оставляет желать лучшего, но и этого достаточно, чтобы забраться почти в любой таёжных уголок Приморья. Поэтому, если вы захотите поближе познакомиться с краем лесов, морей и сопок, то вам просто необходим автомобиль, желательно проходимый. Ну, правда, это требование справедливо к тем, кто уже побывал во многих уголках, а тем, кто только начинает путешествовать, подойдёт любой автомобиль.
Здесь я не буду расписывать каждую дорогу по отдельности, а просто помещу фотоподборку дорог Приморья с комментариями.
На въезде в Приморский край пока нет никаких помпезных монументов и слов в граните. Просто лаконичная и совершенно стандартная табличка встречает путника из других городов и весей большой России.
Главная автодорога края - федеральная трасса "Уссури" Хабаровск - Владивосток, проходит по равнине. Здесь много прямых участков, минимум крутых поворотов, нет перевалов. Трасса двухполосная на большей части, но широкая. Хорошо развита придорожная инфраструктура. Качество дорожного покрытия хорошее, но участки с ремонтом, наверное, никогда не закончатся. Постоянно где-то идёт ремонт. И, как принято почти везде - неторопливо.
Четырёхполосное шоссе к северу от Уссурийска, трасса "Уссури". Вид на север. С моей субъективной точки зрения - самый быстрый и лёгкий участок дороги в Приморье.
Участок дороги Владивосток - Уссурийск. Чем дальше от Владивостока, тем меньше машин и ехать легче. Самый скоростной участок, ограничение - 110 км/ч.
Въезд на низководный мост через Амурский залив, почти окончание трассы "Уссури". Машин всё больше. Скорость всё меньше. В пригороде и в городе уже шестиполосное шоссе, в том числе по Золотому мосту.
Дороги Владивостока - отдельная тема. Поэтому, проехав город, едем дальше - в открытое Японское море.
Одни из самых необычных участков дорог в Приморье - на мостах через морские заливы и проливы. Несмотря на скорость, ты словно зависаешь в вышине, над морским простором, а внизу медленно проплывают огромные сухогрузы и контейнеровозы. Подмостовой габарит позволяет проходить даже самым большим парусникам и круизным судам.
Дороги острова Русский очень разнообразны. Бывают вот такие шикарные, по которым мало кто ездит. Построенные, наверное, в расчёте на будущие ЖК на Русском.
А есть и глухие лесные дороги, через центральную часть острова.
Когда-то были планы построить на Русском мост через бух. Новик. Но, не прошло и десяти лет после саммита АТЭС, как стал появляться асфальт в п. Подножье. Так что мост, вроде как уже и не нужен. Конечно, до тех пор, пока в Подножье не появятся ЖК с многоэтажками.
Ладно, переходим на тупиковое, но очень популярное направление летом - в сторону Северной Кореи. В Хасанский район. Сворот туда расположен в п. Раздольное, т.е. из Владивостока нужно сначала уехать далеко на север, чтобы потом снова повернуть на юг.
Сначала дорога идёт по долине реки Раздольная. Здесь частенько идут ремонты, попадаются неприятные выбоины, и вообще, следует соблюдать осторожность. В Хасанском районе дорога становится получше, но "засады" из поломанного асфальта или выбоин продолжают неожиданно появляться.
Самый уникальный участок - тоннель. В Приморье, несмотря на пересечённый рельеф, это единственный короткий автомобильный тоннель. Есть, конечно, и во Владивостоке маленький тоннель, но этот единственный на трассе вне населённых пунктов.
Кстати, в крае есть достаточно высокие и крутые перевалы, морские проливы, где могли бы быть тоннели. Но построили его здесь, у невысокого и пологого перевала. Как заявляется - для спокойного перехода животных, дальневосточного леопарда в частности, через дорогу. Хотя, животные Приморья уже настолько привыкли к автодорогам, что редко обходится поездка, чтобы не увидеть какую-нибудь перебегающую зверушку.
На фото выше - самый южный асфальт в России за пределами Дагестана, дорога в Хасан.
Теперь о дороге Владивосток - Находка. Это, наверное, самый запруженный автомобилями участок приморских дорог, особенно летом. Напряжённый участок. Двухполосное шоссе не справляется с потоком автомобилей. Особенно тяжело ехать во Владивосток по вечерам. Можно, правда, проехать через Партизанск, по дороге, проходящей дальше от побережья. Там несколько свободней. Но перед Артёмом всё равно будет замедленное движение.
В настоящее время в направлении Находки строится четырёхполосное шоссе. Надеюсь, после его постройки, поездки в Находку станут быстрыми, безопасными и приятными.
Начав рассказывать про находкинское направление, нельзя не сказать пару слов о дороге на популярные пляжи бухт Спокойная, Окунёвая и Триозёрье. До п. Первостроителей (возле Врангеля) проложено асфальтированное шоссе. Живописно здесь смотрится сопка Сестра. Когда с моря ползёт туман, она становится похожа на уменьшенный в десять раз "макет" Корякской Сопки у Петропавловска-Камчатского.
А ниже на фото - самый сложный участок на дороге в Триозёрье. Это перевал, где спуск в сторону Триозёрья очень крутой. Туда-то проехать легко. А вот на обратном пути, придётся штурмовать крутой подъём так, что дресва летит из под колёс и пыль столбом. Впрочем, проехать можно. В крайнем случае, вытянут на буксире. Народу там много ездит, это не глухое таёжное направление, а чуть ли не самый популярный пляж в тихоокеанской части России.
Объездив берега Южного Приморья, можно отправиться на север по восточному побережью открытого моря. Но, к-сожалению, открытого моря на трассе Находка - Кавалерово вы не увидите. Нужно будет съезжать с трассы на второстепенные грунтовые дороги. И вообще, к морю эта автодорога подходит только в посёлке Ольга. Даже не к морю, а к заливу. То есть, нужно быть морально и материально готовым к плохим грунтовкам.
Да и сама автодорога Находка - Кавалерово асфальтирована далеко не везде.
Самый плохой участок между Лазо и своротом на п. Моряк-Рыболов. Довольно глухой участок, с минимумом заправок и магазинов (придорожных кафе, естественно, вообще нет). Ближе к Ольге появляется асфальт, но не везде он нормального качества.
В Кавалерово эта дорога из Находки выходит на более оживлённую и важную автодорогу 05Н-100 (Осиновка - Рудная Пристань), проходящую поперёк Приморского края в срединной его части, и соединяющую города Арсеньев и Дальнегорск, а также множество посёлков центра и восточного побережья с Владивостоком. По этой дороге можно вернуться на запад, на главную федеральную трассу "Уссури".
Как уже было сказано, дорога оживлённая, но не настолько, как федералка или дорога из Владивостока на Находку. Асфальт когда-то был даже лучше, чем на трассе "Уссури", но с каждым годом делается всё хуже и хуже, и особенно плохо стало после Лайонрока и Хиннамнора. Если что, это тайфуны 2016-го и 2022 года. За Арсеньевым (к востоку) машин становится меньше. Заправки расположены на разумных дистанциях. Имеется две столовые, где все останавливаются поесть - в Ивановке и Новомихайловке.
Если поехать дальше, к востоку от Кавалерово, проедешь через Высокогорский (Кенцухинский) перевал, высотой 675 м. Не самый высокий на основных трассах, но вид здесь открывается живописный.
А за Дальнегорском уже рукой подать до Японского моря. В посёлке Рудная Пристань трасса 05Н-100 заканчивается и начинается "Великий Северный Путь" в никуда... Сначала на этом пути в никуда даже хороший асфальт.
За Лидовкой он заканчивается, и начинаются камни. Первый посёлок так и называется - Каменка ))). Нет, за Пластуном есть участок асфальта до Тернея, но лучше бы его уже вообще не было. Ямы в нём настолько глубоки, что можно остаться без колёс. Но сама дорога очень красива. Особенно мне нравится перевал Китовое Ребро, высотой около 400 м, причём рядом с побережьем.
Конечно, инфраструктура здесь уже появляется эпизодически. За Дальнегорском нормальных заправок всего две, в Пластуне и Тернее. За ним есть очень дорогая в Амгу, где могут быть ограничения по количеству отпускаемого бензина. В те края уже не мешает брать с собой канистры с топливом. Хорошая столовая (Причал) имеется в Рудной Пристани.
К берегу моря эта автодорога близко подходит в Лидовке, Каменке, Духово, Пластуне, Тернее, Амгу. А за Кузнецовкой так вообще идёт по пляжам. Впрочем, дорогой это уже сложно назвать. За Амгу уже вовсю идёт вотчина джипов.
К северу от Светлой, местами, дорога ещё "вспыхивает" хорошими лесовозными участками, но окончательно "тухнет" в районе Нельмы, уже в Совгаванском районе Хабаровского края.
Кроме ветки в "Великое Северное Ничто", за Дальнегорск, имеется ещё ряд направлений, заканчивающихся либо на российско-китайской границе, либо в дебрях Центрального Сихотэ-Алиня.
Большой кусок автодорожной сети второстепенного значения расположен на Приханкайской долине и в отрогах Восточно-Манчжурского нагорья.
Имеются сквозные второстепенные дороги, связывающие главные шоссе, или срезающие "углы". Как например, дорога Черниговка - Арсеньев:
Или дорога, сокращающая путь из Хабаровска на восточное побережье, Спасск-Дальний - Варфоломеевка:
Как видно, это, в-основном, грунтовки, проходящие через дремучие леса.
Ну и, конечно, дороги в далёкие таёжные сёла Чугуевского, Красноармейского и Пожарского районов. К поездкам по ним нужно готовиться чуть более тщательно. По крайней мере, взять с собой еду, продумать как ночевать в случае чего, и не забыть запаску. Может быть, прихватить и небольшой запас топлива, но для небольшого Приморья это не так критично, как для огромных пространств Сибири или Северов. Если, конечно, не ездить на джипе по совсем уж глухим дорогам.
Дороги в Приморье разнообразны, как и сама природа края. Заснеженные перевалы и песчаные пляжи, бескрайние поля и дремучая тайга, шестиполосное шоссе над морем и опасный брод через таёжную бурную реку...
Конечно, это только малая доля моих фотографий из поездок по Приморью. Прошу прощения за размытость, заваленный горизонт, блики от трещин на лобовом стекле и т.д. Дорожные фотки отличаются тем, что делаются впопыхах, часто уже после того, как проехал самое интересное. Публикуйте свои рассказы в фотографиях. До встречи в Приморье!