Постигаю Нижний Новгород...
Начало здесь., дальше продолжение-1, продолжение-2.
Выйдя на пенсию, он стал заниматься такими картинами и дальше. Смеётся: "На пенсию три тюбика краски купишь и всё! А тут - что с дерева упадёт, то и в дело идёт)))..... С дерева ничего не дёргаю. "Мусор собрал - был бы художник!"
Листья Юрков собирал по осени, часто по весне из-под снега, когда они уже устоялись в цвете. Высушивал, проглаживал. Одни листья бывают уже почти чёрные, другие разной степени рыжины, бордовых оттенков. Белый цвет - листья тополя серебристого с обратной стороны, явора (белый клён), листья от кукурузных початков... Словом, всё. что называется флора. Он говорил, что эта гамма - добрая, не раздражающая. "И есть в ней какая-то наша, российская ментальность в этой гамме - спокойная и чуть-чуть с грустинкой..."
Завершение-3
На самой красивой улице Нижнего Новгорода Большой Покровской во дворе старинного дома на небольшой двери была табличка со звонком и надписью "Художник". Так когда-то выглядел вход в первую галерею Александра Николаевича, которую он назвал "Юрковка"
Выйдя на пенсию Александр Николаевич стал вплотную заниматься созданием своих картин. Во-первых, как вы понимаете на пенсию не просуществуешь, а во-вторых существовать без работы такой человек и не смог бы.
Когда работам стало тесно в пределах его квартиры, он стал ходить по инстанциям за разрешением сделать частную галерею в подвале дома.
В это же время к нему обратился вышедший в отставку офицер Военно-морского флота Владимир Анисимов, более 20 лет прослуживший на атомных лодках на Крайнем Севере. Там же, на службе он увлёкся живописью, графикой, резьбой по дереву. А увидев на выставке работы Александра Юркова, захотел научиться выполнять такие же работы. Мастер дал ему листья из своих запасов и за полчаса объяснил свою технику. Через неделю ученик принёс свою первую работу. В итоге он не только продолжил ученичество у Юркова, но и подружился, и взял на себя хлопоты по оформлению документов.
Полтора года ушло на оформление документов, вывоз мусора и ремонт помещения. Работали все - Юрков с Владимиром, их друзья, артисты театра, жильцы дома!
Это место быстро самым популярнейшим местом не только горожан и туристов. Сюда привозили делегации официальных гостей Нижнего Новгорода и российских и иностранных. Можно было просто прийти сюда с улицы. Посещение галереи было абсолютно бесплатным. Говорят, если Юркова не было на месте, то экскурсию мог провести кто-то из жильцов дома.
После смерти Юркова в 2014 году подвал затопило в результате аварии. Тогда Геля Деулина, используя право наследницы Юркова и своё служебное положение, разместила работы (168 картин) в выставочном комплексе на площади Минина и Пожаркого.
В 2020 году этот комплекс отошёл к НГХМ. Геля попала под сокращение, а Юрковка лишилась помещения. Никакие хлопоты не помогали. Борьба была впустую. И вот только полгода назад Геля нашла в аренду это помещение на Сергиевского, 12.
Всё, что ни делается - к лучшему! Это помещение и его расположение как нельзя лучше подходят внутренней сути работ Александра Юркова.
Оксане Прилепиной посчастливилось встречаться с Александром Юрковым в той, первой, галерее в подвале. Фото к её статье "Искусство из ничего" на сайте https://m.rusmir.media/2009/05/01/art?ysclid=lhgqh0auqm787302559 выполнял Антон Беркасов.
Она очень точно и ёмко выразила характер этого человека - "невозможный творческий хулиган". Внимательно вглядитесь в сюжеты его картин и соотнесите с их названиями)))
Следующую картину не успела сфотографировать (уже писала, что время на посещение галереи у меня было мало - пришла незадолго до закрытия, к сожалению), но сделала скриншот всё с той же статьи Оксаны Прилепиной.
Очень хотелось пересказать вам слова Александра Николаевича из интервью. Заходил к нему один профессор и, увидев эту картину с учётом названия - "Доступное жильё" - тут же написал эпиграмму:
"Померкнет импресьон французский. Нужна юрковская и ширь, и стать, чтоб через за*д усталой бабы русской лицо России нашей увидать".
В конце интервью, после рассказа об этой эпиграмме Юрков сказал: "Художник должен быть социальным. Он должен переживать не о себе, замечать всё. Давать всё своим средством. Тогда интересно и ему жить, и с ним интересно, удобно. Ну как-то так..."
А завершить свою серию публикаций хочу словами Александра Николаевича Юркова из статьи "Искусство из ничего" Оксаны Прилепиной с https://m.rusmir.media/2009/05/01/art?ysclid=lhgqh0auqm787302559: