В России с начала 2000-х существует реестр запрещенного контента. Ведет его Минюст. Туда попадают треки (и не только — там еще книги, листовки и так далее), которые экстремистскими признал суд. На сегодняшний день в реестре 5342 пункта. Если говорить о музыке, есть там и откровенно экстремистские материалы ультраправого толка, но есть и песни, написанные явно с сарказмом. Но суды этого литературного приема не замечают и воспринимают тексты буквально. Однако в данном случае речь не об этом списке. Эти песни априори не должны попадать на сервисы, работающие в легальном поле. Теперь депутаты и РКН хотят, чтобы музыкальные стриминговые площадки сами искали и удаляли любые песни, содержание которых нарушает российские законы, — до того, как дело дойдет до суда.
Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн объясняет это так: «Соцсети уже обязаны так делать, а вот музыкальные сервисы — нет. И это несправедливо». Business FM обратились к депутату с вопросом о том, как он видит реализацию этой инициативы с технической точки зрения. Вот что ответил Александр Хинштейн:
Александр Хинштейн депутат Госдумы «Этот механизм работает понятно каким образом: существуют технологические возможности, позволяющие по словам определять зоны риска. А дальше уже отслушивать, отчитывать эти материалы. Слова-маркеры тоже более или менее понятны, и в этом смысле сложностей нет. Сегодня, увы, вся эта работа идет в ручном режиме. Роскомнадзор отсматривает, а точнее, отслушивает этот огромный объем. Как мне говорят коллеги, еженедельно они обнаруживают до нескольких десятков, доходит до 40, а то и до 50 подобных композиций. Дальше в ручном режиме они связываются с «Яндекс Музыкой» и разными способами убеждают их удалить».
То есть Роскомнадзору трудно в ручном режиме искать, отслушивать и оценивать содержание всех песен, которые ежедневно загружаются в интернет. А платформам это будет легко… На практике сделать это вообще невозможно, указывает эксперт по маркетингу в социальных сетях и рекламе Артем Ратников. Контента слишком много. Но определенные механизмы есть. Все не отследишь, но что-то найти и удалить можно:
Артем Ратников эксперт по маркетингу в социальных сетях и рекламе «На многих платформах разработана следующая система: если поступает много жалоб на один и тот же материал, он блокируется автоматически, после чего автор этого материала может либо с этим согласиться, либо подать оспаривание. И тогда уже материал попадает модераторам, модераторы рассматривают, действительно ли правомерно был заблокирован тот или иной материал. Второе: как я предполагаю, будет какая-то единая база запрещенного контента по какому-то принципу. Предположим, один сервис заблокировал материал, дальше он наверняка сможет добавлять это название в единую платформу запрещенного контента, на основе чего все остальные сервисы по названию смогут блокировать подобный материал у себя на площадках».
Весьма показательно, что сами платформы — «Звук» (ранее принадлежавший «Сберу»), «VK Музыка» и «Яндекс Музыка» — комментировать эту инициативу не стали. Представители одной из площадок заявили Business FM, что «не комментируют еще не принятые законы». Проблема в том, что, когда они будут приняты, им придется их не комментировать, а строго соблюдать.