Найти тему
КиноНытик

Коньяк для героя и обида Станислава Лема: как Тарковский создавал «Солярис»

Работу над сценарием фильма «Солярис» Андрей Тарковский вместе с Фридрихом Горенштейном начал в 1968 году. Тогда еще не утих скандал с «Андреем Рублевым», который в Госкино считали очень смелым проектом.

«Солярис» разрешили, потому что наверху его посчитали наименьшим злом. Чиновники полагали, что экранизация фантастического романа Станислава Лема – затея практически безвредная.

Но первый вариант сценария «Соляриса» постигла та же судьба, что «Иваново детство» - первый полнометражный фильм Андрея Тарковского. Речь о конфликте с автором литературного первоисточника. Лем был крайне недоволен тем, что большая часть действия фильма происходит на Земле, к тому же, Тарковский полностью смещал смысловые акценты книги. Режиссер намеревался показать, что космос – чужд и неприятен человеку, а Земля – его родной дом. В книге было все ровным счетом наоборот.

-2

Андрей Тарковский согласился с возражениями, и переписал большую часть сценария, во втором варианте рукописи лишь четверть действия происходила на Земле. Станислав Лем по-прежнему был недоволен, но тут уже режиссер проявил непреклонность. Тогда польский фантаст вынужден был пойти на попятную – он получил гонорар и покинул Москву.

После этого Тарковский начал формировать съемочную группу. Оператором режиссер утвердил Вадима Юсова, которого знал со студенческих лет, и который снимал его дипломную работу. «Солярис» стал их последней совместной работой, потому что после съемок у обоих были друг к другу претензии.

-3

Любимым кинокомпозитором Тарковского был Вячеслав Овчинников, придумавший музыкальный ряд к киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир», а также к «Долгой счастливой жизни» Геннадия Шпаликова.

Но для работы над «Солярисом» Тарковский пригласил молодого талантливого создателя электронной музыки Эдуарда Артемьева. Космос и философия – все это прекрасно озвучил Артемьев.

Композитор оригинально подошел к созданию музыкальной темы Океана – он сводил записанные фортепианные звуки, после чего заново обрабатывались на синтезаторе. Специально для «Соляриса» Эдуард Артемьев переложил фа-минорную хоральную прелюдию Иоганна Себастьяна Баха, которая повторяется в фильме рефреном. Эта композиция получила название «Слушая Баха».

-4

У Андрея Тарковского к началу 70-х годов сформировался собственный актерский «пул», поэтому в «Солярис» он позвал проверенных актеров. Это Николай Гринько и Анатолий Солоницын, а главную роль получил «новичок» - Донатас Банионис, которого специально пригласили из Литвы.

Долго режиссер подбирал актрису на главную женскую роль – Хари. Сначала рассматривалась звезда шведского кино Биби Андерсон, потом - бывшая супруга Тарковского Ирма Рауш. Пробовалась Алла Демидова. Но подруга режиссера, его коллега Лариса Шепитько посоветовала пригласить 20-летнюю Наталью Бондарчук, дочку знаменитого советского режиссера и актера. Роль досталась ей. Съемки начались 9 марта 1971 года и продолжались почти до конца года.

-5

Андрей Тарковский вел себя во время съемочного процесса достаточно жестко, чтобы создать нужную атмосферу. Ему нужно было напряжение, которое передавалось зрителю. Доставалось всем, кроме Юри Ярвета, которому подливали в чай коньяк, чтобы смягчить его манеру игры.

Сам режиссер признавался, что съемки «Соляриса» проходили очень тяжело, и он сам каждую рабочую смену заканчивал полностью обессилившим. Но оно того стоило.