Английский художник Эдмунд Блэр Лейтон (1853-1922) обладал редким даром чувствовать время, поэтому и атмосфера его картин натуральна до осязаемости. Смотришь на его работы и словно открываешь волшебное окно в иной, малознакомый нам мир старой и средневековой Англии, мир настолько осязаемый, что ты отчетливо понимаешь – вот так и надо рассказывать истории при помощи кистей, холста и масляных красок.
Сегодня я в очередной раз не стану рассказывать о подробностях его жизни (учился — окончил — выставлялся — женился — умер), мне кажется не это главное. Главное – его интереснейшее наследие, которое он оставил после себя, не поддавшись искушениям новомодных тенденций, охвативший мир искусства в то время. А это не у всех бывало, мало кто мог сохранить свое видение живописи и свою манеру письма наперекор всему. И это говорит о многом.
Я уже рассказывал о жизни и творчестве этого интереснейшего художника (ссылки на предыдущие публикации находятся под этой статьей). И сегодня я хочу продолжить рассказ о его картинах, которые мне (как и многим другим) очень нравятся.
Итак, Эдмунд Блэр Лейтон и его полотна.
Приятного просмотра.
На заставке (превью) этой публикации картина «Вечеринка на пикнике».
Дочь художника вспоминала пикники на реке рядом с домом ее родителей: «Моя семья получала удовольствие от пикников на реке, которыми часто делились с членами других семей. Пикники тогда были совсем не такими беззаботными, как сегодня, а блюдами, которые требовали сложного приготовления. Еда, тарелки, скатерть и столовые приборы были уложены в большую корзину, и там был отдельный жестяной контейнер для чайника и метилированной плиты, на которой все должно было кипятиться».
«Вечеринка на пикнике» - это романтизированное празднование идиллических беззаботных дней на берегу реки в костюмах эпохи регентства. Две красивые молодые женщины наслаждаются летним днем, угощаясь чаем с тортом из тонкого фарфора в прохладной тени каштанового дерева. Им поет серенаду их красивый спутник.
Кстати, семья Лейтон держала гребную лодку и именно эта лодка изображена на картине.
В общем и целом интересно и красиво. Словно бы побывал в старой Англии.
Картина «Завоевание».
В настоящее время самыми известными работами Блэра Лейтона, безусловно, являются его средневековые работы о девушках и рыцарях. Но не только возвышенные и романтические чувства запечатлел на своих картинах этот художник, но и трагические страницы прошлого. Как на той работе, которая приведена выше.
Эта удивительно драматичная и вовсе не сентиментальная картина как многие другие у этого художника. На ней мы видим триумфальное вхождение рыцаря в цитадель, возможно он вернулся к себе домой из успешного победоносного похода. Он принес с собой трофеи успешной битвы - сокровища его побежденных противников и прекрасную молодую девушку. Он проходит через опускную решетку во внутренний двор, и его доспехи сверкают на солнце. Очень красиво и интересно, на мой взгляд.
Кстати, любопытна эта картина не только блеском искусно изображённых доспехов: серьёзное, чуть-чуть печальное лицо героя «Завоевания» уж больно напоминает, нет-нет, не Рыцаря Печального Образа, но самого художника.
Для иллюстрации этого предположения я привел фрагмент этой картины и его собственное фото.
Вы тоже заметили сходство? Догадка, конечно, смелая, ничем не подтверждённая, но почему бы и нет?! Из сумрака каменных сводов торжественно выступает сам сэр Эдмунд Блэр Лейтон, увлекая за собой пёструю вереницу ярких и романтических образов ушедших эпох. С первого взгляда зритель успевает рассмотреть пока лишь тех немногих, кто уже ступил на берег воспроизведенного им мира, но неутомимая фантазия художника уже спешит дальше.
«На пороге».
Эта картина из той же серии о старой доброй Англии, что и самая первая работа в сегодняшней публикации.
Перед нами интимная, сентиментальная сцена, в которой молодые мужчина и женщина остаются наедине в пригородном саду перед богато украшенной крытой верандой. Молодая женщина одета в белое и сидит справа от крыльца за шитьем, ее корзинка для шитья стоит на маленьком столике сбоку от нее, в то время как молодой человек в костюме для верховой езды прислоняется к крыльцу слева, лицом к ней. На заднем плане через открытую дверь виден интерьер дома. Изображение наводит на мысль о скором предложении руки и сердца.
В общем, это еще одно маленькое окно в старый мир, который можно увидеть благодаря кисти этого замечательного художника. И это очень интересно, особенно если ты одновременно читаешь старую английскую литературу, например, «Джейн Эйр» и «Гордость и предубеждение». Отличная иллюстрация для хороших книг.
«Лорд Берли» Теннисона».
Альфред Теннисон — английский поэт, любимый сочинитель королевы Виктории, наиболее яркий выразитель сентиментально-консервативного мировоззрения викторианской эпохи. Теннисон остаётся одним из самых цитируемых английских поэтов. В частности, заключительная строка из его поэмы «Улисс» знакома многим — «Бороться, искать, найти и не сдаваться».
Что касается картины Лейтона, то она иллюстрирует эпизод небольшой поэмы Теннисона под названием «Лорд Берли», рассказывающей о том, как под видом бедного художника-пейзажиста маркиз Генри Сесил ухаживал за деревенской девушкой и добился ее руки:
«Если сердцем не обманут
Я своим, —
Мне сдается, дорогая,
Что и я тобой любим».
В основу поэмы был положен реальный эпизод известной любовной истории Сарры Хоггинс, вышедшей в октябре 1791 г. за 37-летнего первого маркиза Экстера Генри Сесила. И не по расчету (она ничего не знала о его происхождении и богатстве), а по любви. Что ж, и такое бывает.
Кстати, отвлекусь ненадолго от этой симпатичной картины. Один мой молодой приятель (очень состоятельный во всех отношениях), познакомившись со своей будущей супругой, не пожелал рассказать ей о своем очень высоком материальном достатке. И уже после бракосочетания открыл ей истинное положение дел. Он пояснил это тем, что хотел найти не содержанку, а подругу жизни. И надо сказать, добился своего. Так что и в нашей современной жизни бывают такие чудесные эпизоды. К счастью.
Ну и последняя картина Лейтона на сегодня. Очень интересная, надо признаться.
«Пока смерть не разлучит нас».
На этой картине изображён свадебный обряд в просторной англиканской церкви. Жених с невестой только что обвенчались и идут по проходу, принимая поздравления от гостей. Вот только радости на лице новобрачных что-то не видно, да и у гостей тоже. Что же не так с этой свадьбой?
Картина носит характерное название «Пока смерть не разлучит нас». Казалось бы, эти слова являются обычной клятвой молодожёнов, однако внимательно посмотрев на картину, можно увидеть в них некий подвох.
Дело в том, что новоиспечённый супруг гораздо старше своей молодой избранницы — он буквально годится ей в отцы. И скорее всего, этот брак был заключён по расчёту.
Интересным персонажем является усатый молодой человек, стоящий слева. Он явно недоволен этой свадьбой, но не может ничего изменить, поэтому просто грустно смотрит, находясь в своих мыслях.
Скорее всего, этот молодой мужчина влюблён в красавицу-невесту, вот только его материальное положение и социальный статус сильно уступают достатку и положению пожилого соперника.
И тут нельзя не вспомнить известную и похожую на эту картину нашего соотечественника Василия Пукирева «Неравный брак». Я даже совместил два изображения с обеих картин. Правда они похожи стилистически и даже в некоторых деталях?
Вопрос – кто кого вдохновил на повтор сюжета? А вдохновил Лейтона именно Пукирев, который написал свое полотно в 1862 году, тое есть за полтора десятка лет до Лейтона.
Именно Лейтон был впечатлён полотном Василия Пукирева «Неравный брак», поэтому решил создать произведение со схожим сюжетом.
Но есть между этими двумя картинами и существенные отличия. Этот холст, как и многие жанровые сцены Лейтона, по сути, не серьезно-мрачное, а юмористическое изображение взаимодействия мужчины и женщины в отличие от трагической картины Пукирева. То есть это не прямое заимствование, а переосмысление сюжета в достаточно насмешливом ключе. Не даром Лейтон дал своей работе язвительное название «Librae, solid, dinarii», что в переводе означает «Фунты, шиллинги, пенсы». Этим он дал понять, что невеста выходит замуж за деньги, а не за привязанность.
Тщательно проработанное полотно заполнено гостями свадьбы, которые перешептываются и бросают неодобрительные взгляды, с комичными выражениями, варьирующимися от беспокойства до ошеломленного замешательства. Невеста опускает глаза, избегая взгляда молодого человека справа от нее, подразумевая, возможно, что когда-то они должны были пожениться.
И хотя никто не выглядит счастливым по этому поводу, Лейтону удается наполнить работу богатыми деталями повествования и своим фирменным чувством юмора, которые делают просмотр его полотен абсолютным удовольствием и не оставляет такого тревожного ощущения, как «Неравный брак» Василия Пукирева.
Так что Лейтон, увлекаясь средневековыми сюжетами, часто рисовал сцены, происходящие в эпоху британского регентства, такие как настоящее полотно, которое не есть стилистическое и композиционное повторение «Неравного брака» Пукирева, как это может показаться при поверхностном взгляде. Оно существенно отличается по смыслу главной идеи от всем нам знакомого отечественного полотна на ту же тему.
В общем, сюжет, стар как мир, не меняясь в разных странах и в разные времена. Просто разные художника по-разному смотрят на него. Тем изобразительное искусство и интересно.
Вот такой достойный английский художник привлек в свое время мое внимание.
Надеюсь, что и вам его работы понравились.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации: