Найти тему
Флутцбергер

Творческий кризис или стало сложнее делать «штучный продукт»?

Анна Щербакова и Даниил Глейхенгауз на Чемпионате России в 2021 году.
Анна Щербакова и Даниил Глейхенгауз на Чемпионате России в 2021 году.

Когда после просмотра той или иной программы по фигурному катанию, бегут «мураши», я всегда смотрю, кто был хореографом-постановщиком данного шедевра. Кто хоть как-то связан с ФК наверняка слышал такие имена как: Ше-Линн Бурн, Бинуа Ришо, Адам Соля, Миша Ге, Роман Агенауэр, Лори Николь, Стефан Ламбьель, Елена Чайковская, Илья Авербух, Александр Жулин, Николай Морозов, Анжелика Крылова, Марина Зуева и … Даниил Глейхенгауз. Однако, в последние пару лет Даня стал немного халтурить, за что его многие критикуют и говорят о том, что последние творения данного хореографа на шедевры не тянут.

Начнём, как всегда, по порядку, с истории. Кто не знает, Даниил - это бывший фигурист, сначала одиночник, затем танцор, а потом один из трёх серых кардиналов ТШТ и впоследствии один из самых известных хореографов в мире ФК. В целом, это известная практика, почти все, кого я перечислила выше, начинал со спортивной карьеры - кому-то она удалась в бОльшей степени, кому-то в меньшей. Как раз таки Даниил относится к последней. Его карьера как фигуриста, была, можно сказать, «никакая», в медалях и титулах он «не купался». Однако, по юниорам Глейхенгауз подавал большие надежды, хотя никогда не отличался техническим мастерством. Зато каждый из его прокатов был целым спектаклем. Художественность выделяла Даниила среди других сверстников. Она же могла помочь ему выиграть первый юниорский чемпионат мира. Что тут говорить, если отец — Марк Самуилович Глейхенгауз — известный кинорежиссер, мама — Людмила Борисовна Шалашова — бывшая балерина Большого театра. Но карьера одиночника закончилась, не успев начаться – Даниил получил травму и решил продолжить уже в другом амплуа – в танцах на льду. Там у Даниила с Ксенией Коробковой снова вырисовывались неплохие шансы на большую карьеру. Тренер Александр Жулин по-настоящему делал ставку на ребят. Только спортивное счастье снова продлилось недолго. В 2010 году Даниил пережил смерть отца. Тяжелое событие еще и потому, что на молодого Глейхенгауза ложилось бремя ответственности за семью. Нужно было зарабатывать деньги, только вот спортивная карьера должного дохода пока не приносила. Работать на перспективу было некогда, поэтому с карьерой фигуриста пришлось завязать.

Даниил Глейхенгауз и Ксения Коробкова.
Даниил Глейхенгауз и Ксения Коробкова.

Но фигурное катание Даниил не оставил.

"Я начал тренировать и ставить хореографию, работал с фигуристами в школе «Москвич», где сам тренировался. Брался за любую работу. Тренировал на катках в торговых центрах, занимался с любителями" - вспоминает то время сам Глейхенгауз.

Подработка в "Москвиче" и участие в шоу имело свой успех - Даниил познакомился с Ильёй Авербухом. Как раз в это время Этери Тутберидзе искала себе помощника/сотрудника/хореографа, если так можно назвать, и Авербух посоветовал Тутберидзе взять именно Глейхенгауза к себе "под крыло". Дело было сразу после Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году. Тутберидзе в это время была уже известным тренером, благодаря Юлии Липницкой и её победе в командном турнире, с ЭГ хотели работать многие - начиная от спортсменов, заканчивая специалистами. Как отмечают многие эксперты, именно Глейхенгауз стал самым важным винтиком в идеальной системе Тутберидзе, благодаря которому сейчас у этой группы такой отрыв от остальных конкурентов. Даниил стал третьим звеном (первая Тутберидзе, второй Сергей Дудаков, отвечающий за технику) в чётко слаженной системе ТШТ, где Глейхенгауз отвечал за постановки и хореографию.

Сергей Дудаков, Даниил Глейхенгауз и Этери Тутберидзе.
Сергей Дудаков, Даниил Глейхенгауз и Этери Тутберидзе.

В начале своей работы с Тутберидзе, Даниил освежил фигурное катание новыми постановками. А заодно и выработал собственный почерк, который можно было уже видеть не в одной постановке ТШТ. Но об этом позже. Пока Даня только присоединился к Тутберидзе и дела у него там пошли не то, что хорошо, а просто прекрасно. Многие эксперты говорили о том, что Глейхенгауз стал огромным приобретением Тутберидзе, что именно в этом составе они нашли именно тот "секрет" успешной работы, который помог им подняться на такой уровень.

Первой заметной работой хореографа стала программа для Адьяна Питкеева, с которой тот в 2015 году занял второе место на этапе Гран-при, уступив только Хавьеру Фернандесу. В том же 2015 год ТШТ пополнился новой ученицей Алиной Загитовой, которая идеально подходила по возрасту к Олимпийским Играм в 2018 году, и Глейхенгаузу поручили работать в основном с ней. В сезоне 2016/2017 он с совместно с Этери Тутберидзе поставил ей произвольную программу "Дон Кихот", которую Алина катала потом два сезона. В этом же сезоне Глейхенгауз поработал и с Женей Медведевой, поставив ей две классные произвольные программы, одна из который войдёт в историю - на радость японских болельщиков - "Сейлор Мур".

Именно он поставил одни из самых шикарных программ для Алины- короткую программу "Чёрный лебедь" и произвольную программу "Дон Кихот" (о которой я уже сказала выше), с которыми спортсменка выступила в Корее и блистательно заняла первое место. Также именно с Алиной у Даниила получилась "химия" как между "учителем" и "учеником", многие отмечали, что Даниил испытывать особые чувства к Алине, поэтому и программы для неё он ставил всегда особенные, штучные, оригинальные.

Напомню также, что Глейхенгауз поставил произвольную программу "Анна Каренина", которая у многих в "сердечке" для Жени Медведевой всё для тех же Игр в Корее. Сначала это была прекрасная показательная программа, с которой Женя каталась на шоу в межсезонье в 2017 году, но по ходу сезона её быстро перекроили в произвольную программу. Кто не знает, изначально у Жени была поставлена программа Ильё Авербухом (Женя в основном работала с ним) "Январские звёзды", но травма и сложность программы не позволяли ей её выкатывать и было решение программу поменять.

Евгения Медведева на шоу Star on ice в 2017 году.
Евгения Медведева на шоу Star on ice в 2017 году.

Для меня эта постановка одна из лучших в карьере Жени, именно программа "Анна Каренина" ассоциируется у меня с Женей, а прокат на Олимпийских играх в Корее лучшее, что я когда-либо видела.

Также Глейхенгауз работал и с юниорами. Напомню, что в 2017 году в ТШТ тренировались "ТЩК", Даша Паненкова, Полина Цурская и Настя Тараканова (это я ещё не говорю про мальчиков) и всем нужно было поставить программы, придумать образы, подчеркнуть индивидуальность каждой, ведь все девочки были очень талантливые и перспективные, нельзя было одной сделать шедевр, а другой халтуру. В целом Даниил со своей задачей справился. Программы, которые он тогда поставил для девочек можно занести в золотой фонд ФК:

1. Полина Цурская "Игра престолов"

2. Александра Трусова "Пятый элемент"

3. Анастасия Тараканова "Fly", "Experience" Ludovico Einaudi

Но самые крутые программы (по моему мнению) Даниил поставил для Алёны Косторной. Это "Ангел", которого Алёна катала два и сезона и произвольные программы сезонов 2018/2019, 2019/2020 г. Причём "Ангел" мне больше нравится по юниорам.

4. Алёна Косторная "Ангел"

5. Ална Косторная "Ромео и Джульетта"

6. Алёна Косторная "Сумерки"

7. Камила Валиева "Девочка на шаре"

В этом же 2017 году на помощь взяли Сергея Розанова - Глейхенгауз сам порекомендовал его Тутберидзе. Розанов тренировал преимущественно юниоров и новисов (новичков), с которыми работал над сложными многооборотными прыжками и помогал в постановках программ. В сезоне 2017/2018 популярность ТШТ начала набирать такие обороты, что все только удивлялись и не понимали как такое может быть. На взрослом уровне Загитова и Медведева вынесли Олимпийские игры в Корее, по юниорам все девочки ТШТ занимали весь пьедестал и не давали ни единого шанса конкурентам. Все восхищались технической подготовкой спортсменок (тогда уже пошли четверные), стабильностью, работоспособностью и трудолюбием. Но самое главное - это то, что все были в абсолютном восторге от классных программ, точечной подборкой музыки, образов, костюмов, яркой индивидуальностью и неповторимостью всех девочек.

Да, мелкие огрехи, безусловно были. Особенно по технической части - кто-то, например, страдал неверным/неясным ребром на флипе/лутце, кто-то читтерской техникой (преротами) прыжка, кого-то обвиняли в завышенных компонентах и прочее, но это были такие мелочи. Главное то, что работа в ТШТ приносила первые места и медали, а потренироваться и поработать у Тутберидзе было большой честью для каждого. Многие удивлялись - как трое человек может на протяжении уже не одного года выдавать такой качественный продукт, не привлекая практически никого со стороны? Ведь к сезону 2019/2020 г. Тутберидзе работала только с одним хореографом - Глейхенаузом, т.е. если ранее она привлекала для Медведевой Жулина или Авербуха, то потом в этом отпала всякая необходимость, т.к. Медведева ушла и давать ей отдельного хореографа уже не было необходимости, кстати, как раз она об этом и говорила в интервью Познеру:

"Почему вдруг для тебя нужно позвать отдельного хореографа? Почему ты не можешь больше заниматься в зале вместе со всеми? Потому что у тебя медаль? Как только сошел с подиума, все, ты никто". - Этери Тутберидзе.

Техническим специалистом также работал Сергей Дудаков, на подхвате Сергей Розанов, в зале хореограф Алексей Железняков и швея Рябенко - вот в такой "комплектации" ТШТ продолжил свою работу дальше. И как раз таки в сезоне 2019/2020 г. на ТШТ и в частности, на Глейхенгауза посыпалась первая партия критики.

Алина Загитова и Даниил Глейхенгауз в 2019 г.
Алина Загитова и Даниил Глейхенгауз в 2019 г.

Обвинения в плагиате. Так как гегемония Тутберидзе в фигурном катании многим надоедает, достается и Глейхенгаузу.

Самый громкий скандал случился, когда Глейхенгауз подставил олимпийскую чемпионку Алину Загитову. Девушка выступала на ледовых шоу в Японии под известную песню Билли Айлиш "Бэд гай" .Движения, образ и даже костюм Загитовой на шоу был практически неотличим от прочтения песни другим хореографом – Джо Джо Гомез.

«Даниил Глейхенгауз, я очень ценю, что вы вдохновились моей работой. Но, пожалуйста, в следующий раз возьмите меня на работу и купите мне билет в Японию вместо того, чтобы воровать». - Джо Джо Гомез.

После такого обращения в инстаграм, показательный Алине Загитовой переделали, но осадочек остался. Все таки Алина Загитова - олимпийская чемпионка и обвинения в плагиате ей совершенно ни к чему. Также поклонники Жени Медведевой обвили Даниила в том, что он в целом взял эту песню для показательного, т.к. Женя в интервью неоднократно говорила, что эта песня одна из её любимых. Помимо Бийли Айлиш, те же поклонники Жени увидели странную параллель в том, что именно под Muse Exogenesis: Symphony, Part 3. была поставлена произвольная программа Камилы Валиевой, в то время как Женя объявила задолго ранее, что именно у неё будет короткая программа под эту композицию. Случайность или совпадение? Однако, Тутберидзе и Глейхенгауз часто пользуются таким приемом: берут такую же музыку, как у конкурента, чтобы заставить его нервничать. Сразу идут сравнения, и можно говорить, что их вариант программы лучше.

Камила Валиева 2019 г. чемпионат мира серди юниоров.
Камила Валиева 2019 г. чемпионат мира серди юниоров.

Ещё один плагиат - короткая программа Турсынбаевой "пляска смерти" была слишком похожа на короткую программу Ю На Ким сезона 2008/09 под эту же музыку. Ким программу ставил хореограф Дэвид Уислон, работающий в группе Брайана Орсера. Элизабет Турсынбаева на минуточку серебряный призер чемпионата мира, ей нужны были оригинальные программы, а не плагиат чемпионский программ прошлых лет.

Ну и порой Глейхенгауз ворует программы у самого себя. Многие эксперты считают, что работа штатного хореографа «Хрустального» превратила творческую деятельность Даниила в простой конвейер. Он действительно часто тасует программы для девушек. Да так, что одна становится похожей на другую.

Ведущие подкаста This and That на популярном американском канале о фигурном катании The Skating Lesson также раскритиковали работу Глейхенгауза. Досталось штабу Тутберидзе и за однообразие программ.

" Я не понимаю, как он слушает музыку. Иногда сопровождение начинается с медленного отрезка, а фигуристка уже сделала пять махов ногами и вовсю крутится на льду. Ты слышишь музыку и понимаешь, что это не та часть. Когда же музыка становится более волнующей, фигуристка делает дорожку и двойной аксель, и ты сидишь и думаешь: «Что это вообще такое?». Нужно просто уметь слушать музыку, и она сама подскажет, как ставить программу. Хотя где ему брать вдохновение, если он делает по 800 программ в день?" - заявил Джонатан Бейер в ходе обсуждения чемпионата России в младшем возрасте.

"Они явно не тратят много времени на все эти программы и собирают их, как на конвейере. Глейхенгауз - один на всех. Именно поэтому группе нужны еще хореографы, но все упирается в финансы, а свои баллы они получат в любом случае - так зачем заморачиваться?" - отметил Дэвид Лиз.

В начале своей работы с Тутберидзе Даниил действительно освежил фигурное катание новыми постановками. А заодно и выработал собственный почерк, который теперь легко путается с копированием. Может у Даниила действительно наступил творческий кризис?

Особенно это стало явно в сезоне 2021/2022 когда ТШТ был переполнен топовыми спортсменками и всех нужно было поставить классные программы - сезон ведь олимпийский. В тот год у Тутберидзе как никогда было 6 девочек и каждая из них претендовала на поездку в Пекин. После контрольных прокатов в сентябре 2021 года, когда девочки Тутберидзе представили свои программы, стало понятно, что в ТШТ явный творческий кризис. Помимо неинтересных, скучных и безликих программ, девочкам сшили убогие платья (и дальше по сезону они сменяли одни тряпки на другие). Ужасные программы были поставлены Алёне Косторной, Анне Щербаковой, нудли для Усачёвой и вторсырьё для Хромых. Валиева третий год катала одну и ту же короткую программу, с похожей музыкой, только разных авторов. Более менее нормальные программы была у Саши Трусовой, что короткая, что произвольная были подобраны под неё и выглядели они сносно смотрибельно, в отличие от остальных.

-7
Александра Трусова на контрольных прокатах в 2021 году.
Александра Трусова на контрольных прокатах в 2021 году.

Так же "под раздачу" попала и швея Рябенко, её обвинили в том, что у девочек некачественно сшитые, убогие и одинаковые платья. Для олимпийского сезона хотелось бы чего то поинтереснее.

Сейчас картина такая же. На форумах и в различных соцсетях стали появляться сообщения, что Глейхенгауз повторяет сам себя, копирует старые программы и переносит образы одних фигуристов на других. Примечательно, что подобное мнение не так давно высказал и бывший тренер Саши Трусовой Александр Волков:

«На мой взгляд, программы там все одинаковые. Возьмите любую, поменяйте музыку и — ничего не изменится», — говорил специалист.

Это всё происходит потому, что в группе Тутберидзе занимаются более двадцати спортсменов, поэтому задача перед Глейхенгаузом каждый год ставится отнюдь не самая простая — придумать каждому по две новые программы, не повториться, не прогадать с музыкой и попасть в образ. Успеть за межсезонье и не забыть про показательные номера для шоу. Неудивительно, если в программах и правда возникают повторы. Придумав колоссальное количество постановок, Глейхенгауз выработал свой стиль, из-за которого болельщики и называют программы однотипными. В чем-то с ними можно согласиться: по прокату любого из учеников «Хрустального» легко можно понять, кто именно занимался постановкой. Однообразие жестов, элементы пантомимы и томный взгляд в небо — некоторые моменты и правда повторяются из раза в раз. Но есть ли в этом проблема, если каждому фигуристу придуманный образ идёт?Может действительно надо что-то менять? И начать привлекать других хореографов, как когда то для Жени Медведевой привлекали Александра Жулина и Илью Авербуха? Иногда на какие то вещи необходим свежий взгляд. Да и Глейхенгауз не "резиновый" его на всех не хватит. Ведь для того, чтобы делать качественный продукт необходимо вдохновение, а его нужно где то постоянно где-то брать, да и на это нужно силы и время, а этого порой у Глейхенгауза нет, ведь один сезон сменяется другим и количество спортсменов в ТШТ не уменьшается.

Евгения Медведева, Даниил Глейхенгауз, Этери Тутберидзе, Илья Авербух в 2016 году.
Евгения Медведева, Даниил Глейхенгауз, Этери Тутберидзе, Илья Авербух в 2016 году.

Неужели золотые медали важнее потрясающих и крутых постановок? Ведь через 10 лет мы будем помнить не только то, что Евгения Медведева двукратной чемпионкой мира, но и её потрясающие программы.

Спасибо :) если понравилась статья - ставь лайк и подписывайтесь на мой Дзен

а также подписывайтесь на мой телеграмм канал

t.me/Flutsberger_85