В июньском номере журнала "Знание - сила" за 1986 год вышла повесть некоего С. Ярославцева "Подробности жизни Никиты Воронцова". Наверное, все, кто её читал, теперь уже знают, что под этим псевдонимом скрывались братья Стругацкие в следующем соотношении: девяносто процентов старшего Стругацкого - Аркадия - и десять процентов Аркадия и Бориса вместе взятых. Это означает, что некая общая задумка братьев воплощалась в конкретный текст Аркадием Натановичем Стругацким в одиночку.
Фамилией С. Ярославцев подписаны три произведения: современная сказка "Экспедиция в преисподнюю" (1984), повесть "Дьявол среди людей" (1991) и повесть "Подробности жизни Никиты Воронцова" (1984). В предисловиях к авторским сборникам С. Ярославцева с этими вещами, вышедшим в издательстве "Текст" в 1993-м и 1995-м годах, Борис Натанович Стругацкий раскрывает историю появления псевдонима. Эта "короткая история длиною в двадцать без малого лет" вошла отдельной главкой и в воспоминания Бориса Стругацкого "Комментарии к пройденному" (1999).
Повесть "Подробности жизни Никиты Воронцова" начинается с того, как дождливым июньским вечером 1978 года два стариннейших приятеля - писатель Алексей Т. и следователь городской прокуратуры Варахасий Щ., воспользовавшись отъездом жён и детей на отдых, устраивают "холостяцкий междусобойчик", предполагая провести время за приятной беседой. Нить разговора выводит их на дело, которым занимался Варахасий Щ. в прошлом году: убийство на проспекте Грановского гражданина Воронцова Никиты Сергеевича 1923 года рождения. Смерть, или, как называет её автор, "умертвие" пожилого человека произошла во время конфликта с группой "великовозрастных молодых людей". У следователя сохранилась "тетрадь в чёрной клеёнчатой обложке весьма неопрятного вида", принадлежащая убитому, с надписью печатными буквами на первой странице "ДНЕВНИК НИКИТЫ ВОРОНЦОВА". Варахасий Щ. предлагает приятелю ознакомиться с её странным содержанием и делится с Алексеем Т. своими предположениями.
С помощью записей в этом дневнике и ряда деталей уголовного дела автор постепенно выводит своих персонажей и читателей на понимание того, что Никита Воронцов - жертва временной петли, в которой этот индивидуум по неведомым причинам оказался... Никита умирает 8 июня 1977 года и воскресает 6 сентября 1937 года, каждый раз возвращаясь в свои четырнадцать лет. Он снова и снова проживает отрезок времени длиной в четыре десятилетия, это происходит с ним многократно, не исключено, что - тысячи раз. Самое неприятное во всём этом - Никита помнит свои жизни и происходящие в них события. Окружающие, преимущественно женщины, при общении с Воронцовым нередко испытывают странные чувства. Особенно их смущают глаза Воронцова: мудрые и тоскливые, иногда - страшные, даже зловещие... И верно, прожить многие жизни в не самый счастливый период истории страны; прожить многие жизни в примерно одинаковых обстоятельствах, тщетно пытаясь что-либо изменить по-крупному - весёлого тут мало. Но надо отметить, что Никита Воронцов мизантропом не стал: жил достойно, воевал, работал, кому мог - помогал, любил женщин, иногда даже был почти счастлив...
Как пишет Борис Стругацкий в своих "Комментариях к пройденному": "Мы придумали сюжет про человека, сознание которого крутилось по замкнутому кольцу времени. В этом сюжете изначально было много любопытных позиций: тщетные попытки героя вмешаться в историю… предупредить генералиссимуса насчет войны… Жданова — насчет блокады… ну хотя бы родного отца — насчет ареста! Идея неслучайности, предопределенности, неизбежности истории мучала нас, раздражала и вдохновляла".
Сохранилась запись в рабочем дневнике братьев Стругацких, относящаяся ко второй половине 1979 года: «Человек, проживший много жизней. Давно понял, что историю изменить нельзя. Сейчас находится в стадии активного альтруизма — спасает отдельных хороших людей. Но ничего в людях не понимает и спасает подонков и ничтожеств…». То есть, книга задумывалась братьями как масштабная хроноопера, но напечатать что-либо подобное в те времена, разумеется, было невозможно, поэтому Аркадий Стругацкий взял этот сюжет и написал все, что только и можно было тогда написать, — повесть с названием "Подробности жизни Никиты Воронцова".
Это 13-я по счёту глава моего краткого исследования советской хронофантастики. Наверное, стоит хотя бы на время для разнообразия сменить главный критерий, по которому я выбирал тексты для обзора. То есть, я писал о фантастических произведениях советского периода, в которых присутствовали перемещения во времени. Можно начать отбирать по какому-нибудь другому принципу. Я подумаю...
© Владимир Ларионов
#Ярославцев #СтругацкийАркадий #СтругацкийБорис #СоветскаяФантастика #Хронофантастика #библиотекаВЛ
Дорогие коллеги, подписывайтесь! Читайте в моём Дзене записи на тему - советские фантасты пишут о путешествиях во времени:
Путешествия во времени-1. Советский анабиоз
Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия
Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте
Путешествия во времени в советской фантастике-4. Хронопарадоксы
Путешествия во времени в советской фантастике-5. Питерская фантастика-1. Житинский, Ларионова
Путешествия во времени в советской фантастике-6. Питерская фантастика-2. Снова Ларионова
Путешествия во времени в советской фантастике-7. Питерская фантастика-3. Геннадий Гор
Путешествия во времени в советской фантастике-8. Питерская фантастика-4. Александр Шалимов
Путешествия во времени в советской фантастике-9. Питерская фантастика-6. Илья Варшавский-2
Советская хронофантастика-10. Ленинградцы-7. Константин Курбатов