Найти в Дзене

"Если ты можешь молиться, то ты ещё не болеешь..." Священник Александр Востродымов о нынешних пророках, святых воинах и бесполезной работе

Отец Александр служит в двух храмах - Троицком в г. Дмитрове и Скорбященском в селе Пересветово. Он известен многим людям благодаря социальным сетям и Ютуб-каналу. Вот некоторые его мысли. Старцы-политологи Прислали очередную новость о явлении какого-то старца какой-то монахине. И там, как обычно, приводится "пророческий" прогноз политических событий. Ну вот не верю я этим доморощенным пророкам. Пророки, предсказывавшие победы, поражения, гибель городов и проч., остались в Ветхом Завете. Вы можете себе представить Антония Великого, Пимена Великого, Сисоя Великого, Нила Сорского, Паисия Величковского, говорящих о политике? Я нет. А нынешние "старцы" только о политике и говорят. Не о любви, не о милосердии, не о молитве, а только о политике. Небесное Царство никому не интересно, все думают о земном царстве. И святые жаловались Несколько лет своей жизни я сильно болел. При этом очень хотелось кому-то пожаловаться, поговорить об этом. Хотя церковная педагогика нас учит, что надо молчать и
Оглавление

Отец Александр служит в двух храмах - Троицком в г. Дмитрове и Скорбященском в селе Пересветово. Он известен многим людям благодаря социальным сетям и Ютуб-каналу. Вот некоторые его мысли.

Священник Александр Востродымов
Священник Александр Востродымов

Старцы-политологи

Прислали очередную новость о явлении какого-то старца какой-то монахине. И там, как обычно, приводится "пророческий" прогноз политических событий. Ну вот не верю я этим доморощенным пророкам. Пророки, предсказывавшие победы, поражения, гибель городов и проч., остались в Ветхом Завете. Вы можете себе представить Антония Великого, Пимена Великого, Сисоя Великого, Нила Сорского, Паисия Величковского, говорящих о политике? Я нет. А нынешние "старцы" только о политике и говорят. Не о любви, не о милосердии, не о молитве, а только о политике. Небесное Царство никому не интересно, все думают о земном царстве.

И святые жаловались

Несколько лет своей жизни я сильно болел. При этом очень хотелось кому-то пожаловаться, поговорить об этом. Хотя церковная педагогика нас учит, что надо молчать и терпеть.
Как-то мне попались сперва письма св. Игнатия, затем оптинских старцев Макария, Антония и Амвросия. Там почти в каждом письме близким половина текста - это жалобы на здоровье. Потом то же я нашёл в письмах св. Иоанна Златоуста из ссылки св. диакониссе Олимпиаде. У св. Василия Великого тоже немало жалоб на здоровье в письмах...
Пышущие здоровьем люди нам говорят: не ропщите, терпите, молитесь. Если ты можешь молиться, то ты ещё не болеешь. Настоящая болезнь - это когда ты уже и молиться не можешь. Преп. Амвросий, зная всё из опыта, говорил: "Скорби легче переносятся нежели болезни. Так как в скорби у человека есть утешение - молитва, а в болезни этого утешения нет".
А эти говорят: молись. Поболели бы сами, по-другому заговорили бы. Я поболел в жизни, знаю как это тяжело. Поэтому всегда терпеливо выслушиваю жалобы больных, даже если это исповедь, и вроде жалобы не к месту. Пусть выговориться человек. Вспомнишь, как сам болел. Не дай Бог никому.

Иисус и оккупанты

Воины могут быть святыми. Но они святы не своим воинским подвигом. Александр Невский прославлен не за битву на Чудском озере или на Неве. И он вообще не Александр, а Алексий в схиме, он монах. За что прославлен в лике святых Фёдор Ушаков? Он после войны ушёл в монастырь к своему дяде Феодору Санаксарскому, вёл добродетельную жизнь, помог многим нуждающимся.
По поводу Осляби и Пересвета - отдельный вопрос. Пишут, что они были монахами. О том, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, известно по большей части из художественных произведений. Но и с другой стороны… Представьте Иисуса Христа, который благословляет апостолов идти воевать против римских оккупантов, чтобы освободить Иудею. Можете вообразить? Я не могу.

Донкихотские вопросы

Очень выматывает бесполезная работа, а таковой в церкви наверное половина. Бесполезные, высосанные из пальца отчёты, "оказание религиозных услуг" людям, воспринимающим церковь не иначе, как средство решения своих физических проблем метафизическими средствами, крещение тех, кто заведомо особо не верит и ходить в храм не собирается, нелепый византийский придворный ритуал, которым напичкано наше богослужение, нелепые и комичные обращения типа "нижайше припадая к стопам Вашего Высокопреосвященства ... Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник", вычитывание, выстаивание, записочки, платочки...
Конечно, если ни о чём не задумываться, а просто выполнять механические действия, говорить шаблонные проповеди и давать всем приходящим готовые ответы, то, пожалуй, можно вполне комфортно существовать. А вот если станешь осмысливать каждое привычное действие, обряд, ритуал, традицию, правило, - тогда сложнее. Тогда начинаешь на некоторые вопросы честно отвечать "не знаю". Но именно это не даёт превратиться в тупого функционера или циничного карьериста. Без такого донкихотства церковь давно бы превратилась в бездушную машину с полуязыческим ритуалом. И если эти вопросы по-прежнему задаются и ответы на них мучительно рождаются в некоторых умах, - значит Церковь жива.