По состоянию на конец весны 2023 года наблюдается значительное сокращение количества денежных средств в бюджете страны. Так, всего за 3 месяца бюджет недополучил примерно 4 трлн. руб.
В том числе, на это повлияло эмбарго Евросоюза на покупку российского топлива. Конечно, руководство страны предприняло попытки переориентации нефтяного экспорта с Европы на Азию и Латинскую Америку, но все же этого не хватило для решения возникшей проблемы.
Финансовые поступления от продажи топлива на прежний уровень так и не вернулись. В итоге данные обстоятельства начали толкать наших чиновников на поиски наиболее быстрых и оптимальных способов пополнения государственной казны.
Так, руководство Министерства финансов РФ в лице Антона Силуанова предложило вдвое сократить выплаты в рамках топливного демпфера, появление которого в России в 2019 году было продиктовано увеличением розничных цен на моторное топливо.
Тогда из-за экспорта огромного количества топлива за рубеж (в Европу продавать топливо было выгоднее, так как там оно подорожало), цены на отечественных АЗС сильно возросли.
Топливный демпфер был призван решить данную проблему, поскольку предполагал произведение доплат нефтепереработчикам за то, что им приходится продавать топливо в России по относительно низкой цене.
Такие доплаты не позволяли нефтяникам работать в убыток. Если же нефтяники продают топливо по слишком высокой цене, то доплаты делают уже они в бюджет государства.
Так, в 2022 году государство в общей сложности заплатило нефтепереработчикам 2,2 трлн. руб. В марте 2023 года нефтяники получили в 1,5 раза меньше, чем в марте 2022 года.
Однако в любом случае бюджет страны страдает и если это будет продолжаться, то в 2023 году из казны на нефтяную отрасль придется выделить примерно 1,5 млрд. руб.
На сегодняшний день, с учетом того, что российское топливо на прямую не поставляется на Запад, демпфер лишен всякого смысла.
Попросту выходит так, что он идет исключительно в маржу нефтепереработчиков, которая сегодня составляет 8000 руб/тонну (ранее она была равна 2000 руб/тонну). При этом данная маржа платится из государственного бюджета.
Однако не все так плохо как кажется на первый взгляд и решить возникшую проблему все же можно. Для этого необходимо сократить выплаты (лучше сделать это в два раза). Так получится экономить примерно 30 млрд. руб. ежемесячно. При этом скорее всего так и произойдет.
Теперь о том, как подобная экономия скажется на стоимости топлива на отечественных АЗС.
Здесь все очень просто. Нефтяники, которые недополучат многомиллиардные суммы, начнут компенсировать их за счет увеличения стоимости топлива.
При главной их целью будет получение недостающей суммы, которая могла быть выделена из государственного бюджета. Никто не будет работать себе в убыток.
Если быть более конкретным и поговорить о цифрах, то можно сделать следующие выводы. В случае, если демпферные выплаты сократят на 4000 руб/тонну, стоимость топлива на отечественных заправках увеличится как минимум на 3 руб/литр.
Такие изменения почувствуют владельцы всех автомобилей, даже самых бюджетных. Ведь цена на АИ-92 в таком случае перевалит за 50 руб/литр. Повезет тем, у кого на машине уже установлено газобаллонное оборудование.
Что касается момента, когда произойдет подорожание топлива, то скорее всего это наступит во второй половине лета текущего года.
Автовладельцам нужно быть готовыми к увеличению расходов на заправку своих автомобилей. Особенно это касается тех, кто планирует отправиться на машине в длительное путешествие.
Если Вам была полезна наша информация, пожалуйста поддержите нас лайками =) и подпишитесь на канал !