Найти тему

Чем опасна ракета STORM SHADOW или Штормовая Тень

СМИ сообщили, что Британия поставила ВСУ крылатые ракеты STORM SHADOW. Перед поставками крылатых ракет, Британия разыграла информационный спектакль. Но все по порядку.

В начале 2023 года британские политики заявили, что организовали торги по закупке ракет STORM SHADOW (коротко SS). Название этой ракеты можно перевести как я указал в заголовке. По всей видимости эти заявления были сделаны в в плане проведения дезинформации. Если организуются торги и закупка, то обычно проходит длительный период. Нужно найти кто произведет данные ракеты, выделить им деньги. Производитель начнет их производить. Это не делается за 2-3 месяца.

По всей видимости, когда Британские военные чиновники объявляли о каких то закупках данных ракет, в этот момент решение о передачи их из своих арсеналов уже было принято. Так как ракеты уже поставлены (по версии CNN), вопрос решался по носителям и способам поставки. Возможно Британия опасалась удара наших ВКС по местам, где данные ракеты передавались ВСУ.

Некоторые источники сообщают, что данные экземпляры воздушного базирования будут пускаться с самолетов СУ 24м или СУ 27. Для этого ВВС Украины отправили некоторое количество самолетов в Польшу для модернизации. На них установили специальные подвесы, конкретно под эти ракеты.

Убеждают в информационном пространстве, что ракеты будут запускать из воздушного пространства. Однако есть модификации этой ракеты созданные французскими инженерами. Они могут стартовать с борта кораблей или подводных лодок. Возможно что ракеты могут доработать под пуски с борта каких то кораблей или катеров.

Ракета довольно тяжелая и крупная. Британский вариант имеет массу: 1300 кг

  • Длина: 5,1 м
  • Размах крыла: 2,84 м
  • Боевая часть: 450 кг, типа BROACH
  • Двигатель: ТРДД TRI 60—30
  • Тяга двигателя: 4,5—5,7 кН
  • Дальность: свыше 250 км
  • Высота полёта: 30—40 м
  • Скорость: 1000 км/ч.

Данное изделие довольно дорогое, британский вариант оценивают примерно в 1,2 миллиона долларов. французские варианты еще дороже, примерно оценивают в 3,19 млн долларов. Правда французская ракета может стартовать, как писал ранее с кораблей и подводных лодок и летит намного дальше до 1000 км. При этом имеет скорость 800 км/ч и вес БЧ 300 кг. Она имеет и другое название - SCALP-EG.

Данные ракеты поставлены в другие страны, в том числе и ряд арабских государств. Поставлялись они в экспортном варианте. Имеют ряд конструктивных изменений. Это связано с международными договорами об ограничении распространения ракетных технологий.

Возможно весь этот цирк с торгами и закупками ракет был не случаен, потому что по всей видимости ВСУ передали часть ракет, которые должны были пойти на экспорт в третьи страны. Эти ракеты не такие продвинутые.

Сравнение основных КР с "Штормовой тенью"
Сравнение основных КР с "Штормовой тенью"

Изначально ракета имеет ряд технических инноваций. Она сделана из композитных материалов, что бы снизить ее заметность. Имеет угловатую форму, которая призвана повысить рассеивание радиолучей радаров ПВО так, что бы снизить отражающую способность корпуса. Правда мне не совсем понятно, как тогда реализована возможность поражать бетонные укрытия и проникать глубоко в грунт.

Правда пишут, что перед поражением цели ракета якобы выбрасывает некий заряд, который пробивает преграду. После чего, туда влетает боезаряд. Версия интересная, но как то в это я верю с трудом.

Возможности ракеты. По тем данным что имеются в СМИ, ракета способна лететь на предельно низкой высоте 30-40 метров, огибая складки местности. Для этого в мозг ракеты закладывают заранее маршрут движения. Для этого используют цифровые карты местности. Пользуясь системой GPS навигации и европейской системы, ракета движется к цели. При этом она может учитывать заложенные данные с размещением вражеских ПВО. Тем самым преодолевая противовоздушную оборону противника. На конечном этапе ракета делает горку, сбрасывает аэродинамический колпак, прикрывающий приборы наведения. В последний момент включается ИК-головка наведения. В ее "мозг" внесены данные с тепловыми показателями мишени. И если она не отвечает требованиям, заложенным в память, то ракета уходит в сторону и ликвидируется.

Основные узлы и агрегаты STORM SHADOW
Основные узлы и агрегаты STORM SHADOW

По моему, ракеты будут поставлены в упрощённой форме, без всяких хитростей и инженерных инноваций. Британцы так же опасаются утечки секретных данных по этой ракете. Как ни кто другой они знают украинскую сущность. Возможно часть манипуляций по вводу полетных данных и их подготовке, будут делать британские специалисты. Украинские летчики будут только "мулами". Их задача будет состоять, в том что бы вывести носитель ракеты в заданную точку.

Как пишут западные СМИ, данная ракета может работать по принципу "выстрелил и забыл". Правда некоторые источники указывают, что данные во время полета все же можно изменить. По крайней мере над этим работают инженеры.

ТТХ ракет по данным западных СМИ
ТТХ ракет по данным западных СМИ

Ракета стоит на вооружении с 2001 года. По некоторым данным их произведено в Британии от 700 до 1000 штук. Франция имеет на вооружении около 750 штук различной модификации. Еще на экспорт могло уйти от 400 до 600 ракет.

Тут возникает вопрос, какое количество ракет данного типа могло попасть в руки ВСУ? Учитывая их сложность и дороговизну, Британия могла поставить ракет, на первом этапе от 10 до 50 экземпляров. Возможно она передала часть ракет из обещанной партии, а часть будет хранится где то в Польше или Чехии, что бы обезопасить их от удара российских ВКС.

Интересно так же, какое количество самолетов будет приспособлено к запуску данных крылатых ракет? Где эти самолеты будут базироваться? Я думаю, что для обеспечения безопасности ракеты и самолеты будут находится на территории Польши. Возможно там и будут с этими ракетами и проводить манипуляции. После того, как ракеты подвесят и введут нужную полетную информацию, самолет перелетит с польского аэродрома на место подскока на украинской территории. Там он постоит какое то время, его дозаправят и отправят в нужную точку сброса ракеты. После чего самолет вернется на аэродром подскока. Возможно это будет участок автомобильной дороги.

Точка пуска ракеты обязательно будет на территории Украины. Это место будут прикрывать системы ПВО НАТО и РЭБ. Что бы в ответственный момент отделения ракеты от самолета, его не сбили наши истребители. Полет самолета и ракет будут наверное обеспечивать и специальные самолеты радиоэлектронной разведки стран НАТО. Они будут контролировать полет ракеты, результаты поражения, так же создавать помехи нашим средствам ПВО.

Возможный радиус поражения объектов в России этой ракетой.
Возможный радиус поражения объектов в России этой ракетой.

Самолеты типа "АВАКС" или "Орион" к нашим границам приближаться не будут. Полет будут обеспечивать на траектории полета, которая будет проходить над акваторией Черного моря или подконтрольной Украине части суши. Это должно будет снизить период ее обнаружения и реакции наших ЗРК по данной ракете. Какие то объекты будут пытаться поразить со стороны моря. Это те что находятся непосредственно на берегу или близко от береговой линии.

Нужно признать, что эта ракета довольно сложная мишень. Опыт ее применения Британии есть в 2003 году в Ираке. Тогда данные ракеты достигали своей цели. Так же есть данные, что 12 ракет данного типа были применены в Сирии. По данным Avia.pro сирийские ПВО не смогли их сбить. По данным директора Музея ПВО Кнутова, ПВО Сирии и России смогли справиться с этими ракетами.

Какие цели могут быть назначены для этих ракет? Я думаю, что ими не будут стрелять по местам дислокации наших войск. По всей видимости это могут быть назначены такие цели как Крымский мост, железнодорожные узлы, места хранения ГСМ, корабли Черноморского флота - носители крылатых ракет, позиции ПВО, аэродромы, электростанции в Крыму, пункты управления ВС РФ и гражданские администрации. То есть все то, что ВСУ пытается уничтожить с помощью своих БПЛА и ОТР "Гром 2".

Какие есть уязвимые места у этой ракеты? Это то что, данная ракета технически слишком сложная. У нее многоуровневая система наведения на цель. Как писал ранее, это закладывание цифровой карты в мозг ракеты, использование систем навигации во время полета, ИК-головка наведения.

Еще в Югославии применяли опыт изменения ландшафта, для того что бы сбить крылатые ракеты с толку. КР "Томагавк" так же имели в своем мозгу карты местности с возможным маршрутом полета. Для этого маскировали какие то строения, частично устанавливали муляжи. Меняли их местами. Против навигации и других приборов применяются средства РЭБ. Они глушат каналы GPS приемников и изменяют сигнатуру сигнала приборов измеряющих высоту полета. Так же можно менять тепловой "портрет" цели, что так же будет затруднять опознавание ее.

Простым способом может стать размещение наблюдателей на маршрутах возможного полета ракет. Правда тут есть сложность. Если ракета будет лететь над морем, то ее сложно будет своевременно выявить. Для этого нужно размещать какие то корабли или другие суда в море с наблюдателями. Использование самолетов ДРЛО на возможных маршрутах полета ракет и самолетов. Спутниковая разведка может помочь в обнаружении взлета носителей ракет и момента пуска этой крылатой ракеты.

Немного о возможностях носителей этой КР. Предполагается, что носителями SS будут самолеты СУ 24м и СУ27 еще советской постройки. Их уже модернизируют под данные ракеты в Польше. И та и другая машина могут нести боевой нагрузки в 7-8 тонн (зависит от модификации). Правда тут нужно учитывать возможности весовых нагрузок на отдельные конструкции самолета. Так СУ 24м может нести до 3 бомб ФАБ-1500, а СУ 27 только 1 бомбу этого калибра. Правда не все модификации. ФАБ-1500 по весу и габаритам близки к ракете SS.

Конечно процесс поражения этих ракет будет очень сложным. Мы видим как наше ПВО "пропускает" старые БПЛА типа ТУ 141 или 143. Так же мы пропускаем часть и обычных БПЛА, которые успевают проникать на территорию России.

Тут Кнутов заявляет, что по началу наши ПВО могут пропустить данные ракеты, но потом... Как с ракетами РСЗО "Химарс", вначале мы их сбивали с трудом. А вот теперь мы их научились сбивать. Соглашусь, только вот в отоншении этой ракеты право на ошибку НЕТ! Если ВСУ перовой ракетой поразят наши аэродромы или Крымский мост, что делать будем? А если они смогут поразить электростанции в Крыму или железнодорожную станцию, как тогда быть?

Нужно не допустить возможности применения данных ракет и стараться их уничтожить еще на Земле. А еще лучше вместе с британскими специалистами и самолетами, которые будут способны их применить.

Видео с рассказом об этой ракете