Профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли Барри Эйхенгрин пишет в Project Syndicate о том, что положение первооткрывателя революционных технологий в наше время не гарантирует получения статуса лидирующей державы:
«Ранее технологии общего назначения способствовали установлению экономического и геополитического доминирования страны, которой первой удалось произвести на свет революционную технологию. Мэттью Болтон и Джеймс Уатт создали и коммерциализировали паровой двигатель, который положил начало эпохе становления промышленных государств во главе с Британией, чей флот правил морями. Тем временем товары британских и фабрик других государств наводняли рынки таких стран, как Китай и Индия, которые преимущественно производили неконкурентноспособные ремесленные товары, что привело к стагнации и даже к падению доходов на душу населения в этих государствах.
Тем не менее, преимущество первопроходца может быть преувеличенным.<…> В конце концов Британия уже утратила свои ведущие позиции в уровне доходов на душу населения в пользу Америки, которая вышла в лидеры в конце XIX века. Можно привести пример из совсем недавней истории: Netscape была компанией-первопроходцем в области веб-браузеров, но она не смогла удержать своё лидерство и проиграла браузеру компании Microsoft, InternetExplorer и другим конкурентам.
Сегодня Китай, как ранее Microsoft, обладает огромными финансовыми ресурсами. Пекин тратит на научные исследования столько же, сколько и США. Китайскому политическому руководству не приходится преодолевать сопротивление проектам о дополнительном государственном финансировании научных исследований на Всекитайском собрании народных представителей – оно может просто взять и навязать свою волю. Кроме того, лидеров Китая не особо волнует проблема приватности, которая может сдерживать применение больших языковых моделей (БЯМ)».