Найти тему

Эми-Йога. О природе сознания. Часть 3. Важные свойства сознания человека, для которых позже рассмотрим аналоги в окружающей нас природе

По-прежнему сознание интересует нас с точки зрения выяснения условий, при которых мысль способна непосредственно влиять на материальные процессы. Для этого не обойтись без понимания свойств нашего сознания.

Мы уже говорили о том, что согласно определению главный признак сознания - способность производить упорядоченности.

Рис. с сайта -kartinkin.net 1657676016_33-kartinkin-net-p-psikhika-kartinki-37
Рис. с сайта -kartinkin.net 1657676016_33-kartinkin-net-p-psikhika-kartinki-37

Компьютер, кстати, казалось бы, также производит упорядоченности, но он сознанием не обладает. Его продукция вторична, она создаётся программами, написанными людьми. Его продукция может быть даже третична, если создаётся программами, написанными искусственным интеллектом, который создан людьми.

Важное слово в определении сознания: "феномен". В общем смысле "феномен" означает явление, данное в чувственном созерцании. Компьютеры к явлениям ни как не относятся.

Отметим первое важное для нас свойство сознания человека: неспособность генерировать случайные события. Это утверждение, во-первых, следует из закона Юма: "слу­чайный процесс как таковой не может быть дан сознанию"/1/.

Во-вторых, этот факт подтверждается целым рядом научных исследований. Людям, например, предлагалось совершать хаотичные или случайные движения руками, составить ряд со случайным чередованием чисел 0 и 1 (или "орёл" и "решка"). Во всех случаях неосознанно люди начинали формировать последовательности имеющие какой-то внутренний порядок, например, использовали повторяющиеся фрагменты.

У факта невозможности для человека выполнить роль генератора случайных чисел есть интересное следствие: возможность создания различных тест-систем. Если человек, к примеру, бросает кубик-игральную кость, то результат серии бросков всегда будет отражать придаваемые им значения. Ниже даю ссылки /2, 3/ на публикации по тест-системе "Пробуждение".

Верен ли закон Юма? Казалось бы, люди придумали теорию вероятности, но это лишь на уровне логики. В жизни, со всеми её эмоциональными проявлениями человек любой случайности обязательно обязательно найдёт объяснение. В этом суть закона Юма. Пример: птичка на лету облегчилась и её отметина попала на одежду. Человек придумает объяснение этой случайности, скажем: "это - знак", "это к деньгам" или что-то ещё.

Ещё Лейбниц отмечал: «все мудре­цы согласны, что случай есть нечто только кажущееся". У Верищагина Д.С. на эту тему написано: "случайность - это непознанная закономерность".

Однако, закон Юма касается лишь субъективной стороны дела. С объективной точки зрения случайность в работе сознания возможна. Пример: ситуации Буриданова выбора. Философ и мыслитель Буридан придуман анекдотичную ситуацию, в которой осёл находился между двумя равноудалёнными копнами сена, никак не мог сделать выбор и умер от голода.

Человек также может попадать в ситуации выбора из равноценных вариантов. В соответствии с законом Юма выбор в Буридановых ситуациях делается человеком не просто так, а как выбор причин, обосновывающих случайный выбор. Пример: на месте осла человек мог бы сказать себе: "Я никогда не хожу налево" (или наоборот). Сделанный выбор, допустим, привёл человека к желанному результату. В дальнейшем выбранная причина решения будет использована повторно. И здесь вступают в силу законы последействия.

А это уже второе важное для наших задач свойстве сознания человека.

Автор классической монографии /1/ профессор, доктор психологических наук Аллахвердов Виктор Михайлович сформулировал пять законов последействия. Нас будут интересовать только два:

  • закон последействия позитивного выбора;
  • закон последействия негативного выбора.

Там, где есть Сознание, там всегда есть выбор из двух или нескольких альтернатив. Есть принятый вариант - позитивный выбор. Есть также отвергнутый вариант - негативный выбор.

Закон последействия негативного выбора говорит о том, что в повторных ситуациях сознание повторно отказывается от ранее отвергнутых альтернатив. О негативном выборе в масштабе Вселенной мы уже говорили в предыдущей статье как об источнике тёмной материи и тёмной энергии.

Закон последействия позитивного выбора говорит о том, что в повторных ситуациях сознание повторяет принятые ранее решения. Причём, чем больше было повторов, тем в большей степени новая ситуация может отличаться от исходной, а решение всё равно будет повторено.

Приведу пример из монографии /1/.

В 1960-е гг. С. Милгрэм провёл эксперимент, ставший классикой социальной психологии. Он выдвинул гипотезу, что жестокость проявленная против евреев во время Второй мировой войны характерна преимущественно для немцев. Результаты оказались шокирующими: не только немцы и не только против евреев...

В изложении Аллахвердова В.М. закон последействия позитивного выбора сыграл не последнюю роль.

...Здесь мы рассмотрим только ко­гнитивную составляющую этого эксперимента, ...
Исследователь объявлял испытуемым, что он проводит обу­чающий эксперимент. Испытуемый, выполняя роль «учителя», дол­жен наказывать ударом тока другого испытуемого (на самом деле подставного ассистента), играющего роль «ученика», за каждую ошибку при заучивании слогов. Милгрэм настойчиво объяснял «учителям», что каждая следующая ошибка должна наказывать­ся всё более сурово и что удары током составляют важную часть эксперимента. Опыт потеряет всякий смысл, предупреждал Мил­грэм своих испытуемых, если его требования не будут выполне­ны. ...
Перед испытуемым находились кнопки, нажатие которых сопро­вождалось ударом тока напряжением от 15 до 450 вольт. После каждой ошибки ученика экспериментатор требовал увеличивать напряжение. Оказалось, что примерно 65% испытуемых Милгрэма оказались способны наносить электрические удары такой силы, что, будь они подлинными, их «ученики» давно были бы мертвы.
Этот процент оказался достаточно стабильным для разных групп испытуемых: и для «добропорядочных» отцов семейств Европы, и для американских студентов, и для азиатских школьников '. «О, Боже! — сделали вывод психологи. — Люди по своей природе и воспитанию готовы безрассудно подчиняться авторитету, из ува­жения к власти они способны к бесчеловечным поступкам». Одна­ко в этой интерпретации есть одно «но».
Вряд ли хоть один нормальный человек, даже по указанию экспе­риментатора, застрелил бы другого испытуемого за ошибку в вос­произведении бессмысленных слогов. В эксперименте Милгрэма испытуемые не сразу давали своим «ученикам» смертельный удар током. Ситуация изменялась для испытуемых, и изменялась мед­ленно. А ведь, по закону последействия позитивного выбора, от­несение к прежнему классу (то есть к классу допустимых ситуаций) может происходить даже при таком преобразовании ситуации, когда никто ...(посторонний ситуацию не счёл бы допустимой). Испытуемые Милгрэма понимали ситуацию как экспери­ментальное изучение влияния наказания на научение. Большин­ство испытуемых продолжало изучать именно этот класс явле­ний, используя удары тока, превышающие вначале 50, затем 100, 200 и, наконец, 300 вольт (и даже 450В). А комментаторы воспринимали только конечную — уже преобразованную — ситуацию, в которой, на их взгляд, испытуемые демонстрировали своё подчинение бесче­ловечным приказам и поражались природе человека.
...Эффект, полученный в исследовании Милгрэма, разумеется, не предопределён действием закона последей­ствия позитивного выбора. Сам С. Милгрэм так описывал свой замы­сел: «Основной интерес эксперимента — исследование готовности че­ловека уступать деструктивным приказам. Я осознал, что столь простой вопрос является существенно важным в гуманистическом аспекте ...

"Последействие позитивного выбора означает, что предшеству­ющее решение упорно накладывается на последующие стимулы в изменяющейся ситуации. У этом случае позитивный выбор сохраняет­ся путём расширения зоны неразличения. Позитивный выбор фикси­рует саму ситуацию, в которой происходит выбор".

Продолжение следует. Нам предстоит рассмотреть ещё несколько важных свойств сознания человека. Начало серии по ссылкам:

Эми-Йога. О природе Сознания. Часть 1. Определение и комментарии к нему

Эми-Йога. О природе Сознания. Часть 2. Тепловая смерть Вселенной и связь темы с Мировыми Течениями

Использованная литература:

1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1) – СПб, «Издательство ДНК», 2000. – 528 с. (Новые идеи в психологии)

2. "Практики Эми-Йоги. Метафизическая работа с Целями, Местами и Представителями Силы в системе Йоги Эмоционального Интеллекта". Познакомиться с бесплатным фрагментом книги и приобрести её можно по ссылке. (в книге опубликована методика "Пробуждение")

3. Эми-Йога. Эмоциональный интеллект и тест-система "Пробуждение" для помощи в принятии решений в неопределённых ситуациях (в статье дано научное обоснование методики)

PS. Дорогой друг! Поставь пожалуйста лайк 👍, подписывайся, чтобы не пропустить новые публикации! Спасибо за поддержку канала.

Содержание Дзен-Блога "Школа Эми-Йоги. Свободная жизнь. От саморазвития к развитию цивилизации".