Дипломная работа молодой художницы Елены Леонидовны Леоновой (1928-1999), выпускницы МГХИ им. В. И. Сурикова, принесла автору необычайную популярность. Картина уже в год своего создания была представлена на Всесоюзной выставке работ студентов художественных институтов; позже с нее делались копии, репродукции, открытки. Искренняя светлая интонация, точность передачи детских эмоций — все это заставляет людей вновь и вновь вглядываться в ребячьи лица, вспоминать собственное детство, школу и первое знакомство с театром.
"Красивая семья"
Отец Леоновой был знаменитым писателем и драматургом, автором пьес "Метель", "Золотая карета" и "Нашествие" (последняя до сих пор ставится в российских театрах). Елена родилась в 1928 году, когда Леонид Максимович уже был на вершине славы, и его книги издавались в Европе. Детство будущей художницы и ее младшей сестры Натальи можно было бы назвать счастливым — любящие родители, достаток, семейная гармония, — если бы не война.
1941-43 годы Леоновы провели в эвакуации, в городе Чистополь. Вспоминая этот период, Наталья Леонова рассказывала, что жить пришлось в помещении бывшей квасоварни, где вместо пола был дощатый настил, и водились крысы... Сам Леонов писал С. Эйзенштейну: "...я оказался без белья, без лишних штанов и, главное, без всех своих основных записей, планов, записных книжек..." Но унынию никто не поддавался. Глава семьи, освоившись немного, купил стамеску, заделал щели, начал столярничать, обустраивать дом своими руками. Леоновы сами заготавливали дрова, топили печи, чистили снег... глубокая взаимная любовь помогала преодолевать трудности. О своей жене писатель всерьез говорил: "Я могу убить, если кто-то обидит Таню!" А она в свою очередь утверждала: "Если кто-то ругает Леонида Максимовича, даже за дело, я этого человека ненавижу... " Их называли красивой семьей, что соответствовало действительности, достаточно взглянуть на любую их общую с детьми фотографию.
Елена поступила в художественную школу уже по возвращении в Москву, в 15 лет. То есть, литература и театр вошли в ее жизнь раньше, чем живопись. Книги, окружавшие ее в доме отца, общение с его друзьями, разговоры, которые приходилось слышать, были не просто увлекательны, они формировали ее вкус, отношение к окружающей действительности, и в итоге мировоззрение. Творческая атмосфера, присутствие на репетициях отцовских пьес не могли не оставить в душе девочки никакого следа. Тем не менее, Елена Леонова не связала свою судьбу ни со сценой, ни с писательским ремеслом. Ей хотелось выражать себя иначе: в линиях, красках, визуальных образах... И она не ошиблась, прислушавшись к своей интуиции, и отдав предпочтение изобразительному искусству. Её учителями в институте были великие мастера Фёдор Решетников, Аркадий Пластов, Петр Котов. Там же произошла судьбоносная встреча с Андреем Макаровым (1923-1987), единомышленником и любимым мужем, замечательным пейзажистом, певцом русского Севера.
Художница начинала как автор жанровых произведений, посвященных детям, и неоднократно возвращалась к этой теме впоследствии. Многим известны ее замечательные полотна "За чтением", "Уроки", "Весна наступает", "Девочка с колокольчиками"... Они написаны в разные годы, но объединяет их нежная поэтичность, преображающая будничные, привычные глазу сценки в лирические высказывания — о том чудесном времени жизни, которое наполнено удивлением и постоянными новыми открытиями.
Главный эстетический принцип живописи Елены Леоновой — простота. Ясная композиция, строгая красочная гамма, скромность избираемых мотивов — во всем чувствуется благоговейное отношение, значительность и философское осмысление изображаемого ("Камерное искусство Леоновой", каталог одноименной выставки в ЦДХ, 2002).
Дети в театре
Сложно сказать точно, какой именно зал мы видим на картине Леоновой — ярусы есть и в РАМТе (в то время он назывался Центральный детский театр), и в Малом, и в зданиях музыкальных театров... Но это не имеет большого значения. В советское время "культпоходы" с классом были обычным делом, особенно для жителей Москвы. Приобщение школьников к театральному искусству входило в педагогические задачи.
Кто-то из старшего поколения вспоминает сейчас об этом с раздражением, а кто-то наоборот — с радостью и благодарностью; многое зависело от учителя, умеющего превратить "обязательное внеклассное мероприятие" в интересное событие. В пьесе "Старшая сестра" А. М. Володина героиня вспоминает: "Мы все время ждали: через семь дней, через пять дней, через три дня мы идем в театр!.. Если у нас случалась какая-нибудь неприятность, мы не падали духом, мы знали: через два дня мы идем в театр!.." И для многих ребят того времени это действительно было так... они не были избалованы зрелищами, развлечениями, обилием легкодоступной информации. Но с другой стороны, им повезло: для детей в советском театре работали великолепные артисты, прекрасные режиссеры, и качеству детских постановок уделялось огромное внимание.
Школьники на картине Леоновой, скорее всего, впервые попали в театральный зал. Сколько эмоций, какие живые, непосредственные реакции! Любопытство, восхищение, наивная радость, неподдельный интерес... Фигурка, на которую падает свет, особенно трогательна — руки девчушки сложены, будто в молитве, взгляд прикован к незримой сцене, забытая игрушка (любимый зайчик, без которого поход в театр невозможен!) одиноко лежит на краешке балконных перил. Художница как будто "поймала в кадр" момент полного единения детской души с искусством.
Впрочем, не менее интересно написаны и другие участники этой маленькой компании. Девочка в красном платьице вся устремилась вперед, будто боясь упустить мельчайшую деталь, чего-то не увидеть или не расслышать... нам виден лишь ее полупрофиль с пушистым локоном и напряженная рука, но нет сомнений, что юная зрительница не на шутку увлечена спектаклем. Ее соседка в "парадном" белом фартуке с крылышками, похожая на старательную отличницу, вытянулась в струнку, подбородок приподнят, лицо раскраснелось от волнения... Если будет потом в классе обсуждение увиденного, то наверняка она выскажет свое мнение первой.
Мальчишкам тоже здесь явно нравится, и не только происходящее на сцене — маленьким непоседам любопытно и заглянуть с высоты в партер, и рассмотреть интерьер, и понаблюдать за другими зрителями, и потрогать бархатную обивку... В каждом из ребят угадывается свой характер, они не похожи друг на друга, хотя все вместе и смотрятся единой, гармоничной группой. Позади ребят, в тени — силуэт учителя, сопровождающего ребят, и внешне напоминающего, если внимательно приглядеться, отца художницы, Леонида Максимовича.
... детский театр называли новой вселенной, зародившейся в советской России. Вряд ли художница Елена Леонова задумывалась об этом. Ее интересовали прежде всего человеческие переживания, — сегодня, сейчас, без претензий на эпохальные обобщения. И мы видим в ее картинах если не самих себя, то кого-то очень знакомого...
Спектакли для детей Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, 2) рассчитаны на семейный просмотр. Выбирайте музыкальную сказку, заказывайте билеты и приходите к нам в гости!
Афиша и билеты