Найти тему
ГЭС «Чернозём»

Почему северяне сторонятся грибов?

Завершаем мини-цикл, вдохновлённый The Last of Us, о грибах в культуре коренных народов. И сегодня расскажем о грибах-ловушках саха. И сегодня расскажем, как научная версия может отличаться от фольклорной.

Эскизы несостоявшегося анимационного фильма по The Last of Us
Эскизы несостоявшегося анимационного фильма по The Last of Us

К обычным грибам большинство коренных народов Севера относились пренебрежительно. Для саамов они были «пустой забавой», а для ненцев, как и для большинства других северян, кормом для оленей, но никак не пищей для людей. Этнографы из центральной части России даже описывают казусные эпизоды: они угощали жареными грибами своих проводников из коренных жителей, и те начинали страдать от болей в животе и диареи.

В рационе жителей неарктических регионов много углеводов. Они содержат дисахариды, чьи громоздкие молекулы не могут пройти через мембраны кишечной стенки — перед этим их приходится расщеплять на простые сахара с помощью ферментов.

У северян же есть физиологическая особенность. Их рацион почти полностью состоит из белковой пищи. Взрослый эскимос в среднем съедает полтора килограмма мяса и 160 граммов жира в день. Из-за такой «белково-жировой диеты» в организме сразу образуются моносахариды (простые сахара), которые уже не нужно расщеплять ферментами, и за тысячелетия такого образа жизни их число сократилось. В том числе и тех, что расщепляют трегалозу — сахар, который содержат грибы.

Но сегодня питание северных народов не очень сильно отличается от жителей других регионов. В магазинах продают шоколад, конфеты, молоко, колбасу и сосиски (которые, внезапно, тоже содержат сахар). Но недостаток ферментов у коренных никуда не делся, из-за чего они сильнее подвержены сахарному диабету и другим заболеваниям, связанным с обменом веществ.

Интересно, что ещё в 2006 году биолог Андрей Козлов, когда писал об этой особенности жителей Чукотки, обращал внимание: местные врачи ничего не знают о дефиците фермента дисахаридазы у коренных и не имеют оборудования для его диагностики. При этом в культуре северных народов пренебрежение или, возможно, даже запрет на поедание грибов был. Вот что об этом пишет этнограф Шатилов.

🔞
Дети, отойдите от экранов:
«Грибы тунгусы совершенно не едят, считая их погаными, так как от них, якобы, произошел фаллос. Давно это было, говорит Шолеул, не было хорошего мужика, бабы плакали, долго плакали, и раз мужик гриб нашел, от него и ... фаллос. Больше по этому поводу Шолеул мне ничего не мог сообщить, но и это сказание сближает его с наблюдениями В.И. Анучина среди енисейских эвенков. Ввиду общности основной мысли я позволю себе воспроизвести сказание по записи Анучина: "Прежде жили только бабы, мужиков совсем не было. Фаллосы в большом изобилии росли в лесу, куда и ходили по мере надобности. Одной бабе надоело ходить в лес; она вырвала фаллос и принесла его к себе в чум ... Случилось так, что фаллос завяз; ни сама эта женщина, ни соседки ее не могли его выдернуть, и все стали плакать. Тогда Ес (бог) послал мужика (у которого в то время фаллоса не было), и он легко выдернул фаллос. Обрадованные женщины стали угощать мужика. Одна подала ему вина - он взял; другая подала что-то, а у него обе руки заняты; тогда он сунул фаллос между ног и стал угощаться. Наевшись и собравшись уходить, мужик взял было фаллос в руки, но оказалось, что он прирос. Бабы ещё более обрадовались и оставили мужика у себя. А фаллосы в лесу захирели, стали грибами, русские их кушают". При этом В.И. Анучин сообщает, что енисейцы совершенно не едят грибов и с отвращением смотрят, когда это делают русские, иных при этом тошнит».

📚
Источники:

1. Ацуси Ё. Культура питания гыданских ненцев (Интерпретация и социальная адаптация). М., РАН, Институт этнологии и антропологии, 1997. 252 с.
2. Иванов-Дятлов Ф.Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове. Ленинград : Государственное русское географическое общество, 1928 г. 126 с.
3. Козлов А.И. Вам сколько кусочков сахару, или Почему ненцы не едят грибов. Сб.: Российская наука: Мечта светла. М., Октопус, 2006, с.363-369.
5. Шатилов М.Б. Остяко-самоеды и тунгусы Принарымского района (1924) // Этюды Севера. Вып. 3. Сборник научных трудов о Нарымском крае. — Томск: издательский сектор ОГАУК "ДНТ "Авангард", 2011. С. 86.

Читайте также:

Какие страшилки о грибах рассказывают в Якутии?
Что рассказывали о мухоморах обские угры?
Какие грибные красавицы поджидают на Камчатке?