Это тот материал, который, как и акварель знает и пробовал каждый, в детском садике и школе, да и просто дома. Именно этот материал наравне с медовой акварелью знакомят детей с искусством на самом начале пути.
Из-за того, что она нам привычна, рисовать ей довольно просто в детстве, никто особо не думает, а откуда берет истоки эта краска, когда и кто впервые смешал пигмент с основой и решил, что она подойдет для рисования. И откуда взялось само слово – гуашь.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo — водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, в отличии от акварели более плотная при наложении и матовая при высыхании. Состоит из растёртых пигментов (минералы, окислы металлов и глины) и связующего (клея). Благодаря тому, что в красках присутствуют белила, рисунок гуашью получает некоторую приглушённость цветов. Также рисунки после высыхания становятся более светлыми — выбеливаются. Дополнительно в гуашь входят связующие компоненты, такие как декстрин, гуммиарабик, крахмал. В состав некоторых гуашевых красок добавляют акрил, масло, мёд, глицерин, фруктовую камедь.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя сама техника живописи гуашью значительно старше — она использовалась в Европе в Средние века. Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно вместе с акварелью. В эпоху Возрождения художники писали гуашью портретные миниатюры, эскизы, картоны, исполняли другие подготовительные работы. Впервые комбинацию двух техник, работая акварелью с добавлением белил, применял художник-маньерист XVI века Паоло Пино. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества. Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.
Нюансы в работе.
- Красочный слой может быть склонным к образованию трещин, если он накладывается слишком толсто, поэтому, работая с гуашью, нужно ограничиваться наложением минимума слоев, два или три в идеале.
- Проблема трещин слоев может быть в определённой степени ослаблена использованием утолщающей основы, например, aquapasto или добавлением небольшого количества к краскам столярного клея.
- Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Я никогда такие толстые слои не делала, поэтому сохнет все быстрее.
- Можно работать и на грунтованном (не размываемом, например использовался акриловый грунт) холсте, на ткани (шёлк, пропитанный раствором бычьей жёлчи или крахмальным клейстером), картоне, фанере.
- Если попытаться поправить уже высохший слой просто водой, получится только смыть слой. Лучше наложить по верх новый.
Особо интересно, что работы, выполненные гуашью, в России традиционно относятся искусствоведами к графике и оформлять их следует как и любые другие графические работы — в паспарту и в раму под стекло. А в Европе они считаются живописью. И только в последние годы, появилась тенденция делить работы, выполненные акварелью или гуашью, на графические и живописные.
Какая гуашь у меня.
К гуаши я вернулась недавно. В мои руки попала гуашь в 24 тубах и понеслись скетчи. Мне кажется я бы изрисовала мой набор быстро, если бы работа не сдерживала порывы.
В детстве у меня была обычная гуашь, которую можно было позволить. Цвета приходилось смешивать и о яркости только мечтать, а тут глазам предстала палитра и оттенки, которые так и манят схватить кисть.
Для меня это маленькое открытие, делать портреты гуашью, всегда это был материал про какие-то иллюстрации, персонажей, сюжеты. Но для того мы и идем вперед и пробуем новое.
Если вы любите рисовать или смотреть на процессы рисования буду рада подружится и вместе открывать мир красок и сюжетов)))