Найти тему
PolinaS_art (художница)

Как начиналась гуашь. История краски.

Это тот материал, который, как и акварель знает и пробовал каждый, в детском садике и школе, да и просто дома. Именно этот материал наравне с медовой акварелью знакомят детей с искусством на самом начале пути.

Из-за того, что она нам привычна, рисовать ей довольно просто в детстве, никто особо не думает, а откуда берет истоки эта краска, когда и кто впервые смешал пигмент с основой и решил, что она подойдет для рисования. И откуда взялось само слово – гуашь.

фото из интернета.
фото из интернета.

Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo — водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, в отличии от акварели более плотная при наложении и матовая при высыхании. Состоит из растёртых пигментов (минералы, окислы металлов и глины) и связующего (клея). Благодаря тому, что в красках присутствуют белила, рисунок гуашью получает некоторую приглушённость цветов. Также рисунки после высыхания становятся более светлыми — выбеливаются. Дополнительно в гуашь входят связующие компоненты, такие как декстрин, гуммиарабик, крахмал. В состав некоторых гуашевых красок добавляют акрил, масло, мёд, глицерин, фруктовую камедь.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя сама техника живописи гуашью значительно старше — она использовалась в Европе в Средние века. Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно вместе с акварелью. В эпоху Возрождения художники писали гуашью портретные миниатюры, эскизы, картоны, исполняли другие подготовительные работы. Впервые комбинацию двух техник, работая акварелью с добавлением белил, применял художник-маньерист XVI века Паоло Пино. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества. Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Период Средневековья, сочетание с акврарелью.
Период Средневековья, сочетание с акврарелью.
В.А. Серов "Петр I".
В.А. Серов "Петр I".
В. А. Серов "Портрет Г.Л. Гиршман"
В. А. Серов "Портрет Г.Л. Гиршман"
А.Я. Головин «Испанка».
А.Я. Головин «Испанка».
Нюансы в работе.
  1. Красочный слой может быть склонным к образованию трещин, если он накладывается слишком толсто, поэтому, работая с гуашью, нужно ограничиваться наложением минимума слоев, два или три в идеале.
  2. Проблема трещин слоев может быть в определённой степени ослаблена использованием утолщающей основы, например, aquapasto или добавлением небольшого количества к краскам столярного клея.
  3. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Я никогда такие толстые слои не делала, поэтому сохнет все быстрее.
  4. Можно работать и на грунтованном (не размываемом, например использовался акриловый грунт) холсте, на ткани (шёлк, пропитанный раствором бычьей жёлчи или крахмальным клейстером), картоне, фанере.
  5. Если попытаться поправить уже высохший слой просто водой, получится только смыть слой. Лучше наложить по верх новый.

Особо интересно, что работы, выполненные гуашью, в России традиционно относятся искусствоведами к графике и оформлять их следует как и любые другие графические работы — в паспарту и в раму под стекло. А в Европе они считаются живописью. И только в последние годы, появилась тенденция делить работы, выполненные акварелью или гуашью, на графические и живописные.

Какая гуашь у меня.

К гуаши я вернулась недавно. В мои руки попала гуашь в 24 тубах и понеслись скетчи. Мне кажется я бы изрисовала мой набор быстро, если бы работа не сдерживала порывы.

В детстве у меня была обычная гуашь, которую можно было позволить. Цвета приходилось смешивать и о яркости только мечтать, а тут глазам предстала палитра и оттенки, которые так и манят схватить кисть.

Моя гуашь от фирмы Малевич, тубы 12 мл, 24 цвета. (не реклама, просто моя краска)
Моя гуашь от фирмы Малевич, тубы 12 мл, 24 цвета. (не реклама, просто моя краска)
Работа и фото мои. яркость не может не работать. хотя и при высыхании цвет чуть приглушается.
Работа и фото мои. яркость не может не работать. хотя и при высыхании цвет чуть приглушается.
Работа и фото мои. Долго смотрела и думала про яркий розовый "вырвиглаз" оттенок и куда его применять и нашла прекрасное решение, пускать его в нюансы.
Работа и фото мои. Долго смотрела и думала про яркий розовый "вырвиглаз" оттенок и куда его применять и нашла прекрасное решение, пускать его в нюансы.
Работа и фото мои. мой поклон и восхищение творениями мастера Миядзаки.
Работа и фото мои. мой поклон и восхищение творениями мастера Миядзаки.

Для меня это маленькое открытие, делать портреты гуашью, всегда это был материал про какие-то иллюстрации, персонажей, сюжеты. Но для того мы и идем вперед и пробуем новое.

Если вы любите рисовать или смотреть на процессы рисования буду рада подружится и вместе открывать мир красок и сюжетов)))