Найти тему
KinoGeek

10 самых лучших кинотрилогий в истории кинематографа

10. "Зловещие мертвецы"

Сэм Рэйми - блестящий визионер и постановщик криповых жутких хорроров. В Голливуде мужик зарекомендовал себя ещё с 1981 года, когда всего за 350 000 долларов снял своё первое полноценно дорогое кино, вмиг ставшее культовым. По правде говоря, сейчас на первую часть "Зловещих" не взглянешь без слёз: очень уж дёшево и нелепо там построена история, да и дешёвые и смешные практические эффекты лишь отбивают желание поставить ленте положительную оценку. Но невозможно отрицать не только культовый статус оригинала, а и факт зарождения новой франшизы: сиквел, который Рэйми выпустил спустя шесть лет, нашёл свой непревзойдённый и уникальный стиль. Даже сейчас фильм смотрится достаточно бодро: идеальное совмещение хоррора и комедии, отход от серьёзных лекалов оригинала, уход в больший трэш и угар, благодаря всему этому вторая часть получила ещё больший культовый статус в кинематографе, и до сих пор цитируется во многих современных фильмах. Но и триквел не ударил в грязь лицом: на этот раз Рэйми поместил своего легендарного персонажа Эша в исполнении гениального Брюса Кэмпбелла в сеттинг средневековья, приправив весь этот пафосный и мрачный колорит своим фирменным стилем. Да и после "Армии тьмы" франшиза продолжила развиваться: сначала реально криповая и страшная "Чёрная книга" 2013 года, затем отдельный угарный и кровавый сериал про Эша, а месяц назад вышло "Восстание", и оно в очередной раз доказало: франшизе про "Зловещих" пока не пора на покой

9. "Нолановский" Бэтмен

Невозможно точно оценить, какой вклад Кристофер Нолан внёс в супергероику Голливуда: его трилогия про Брюса Уэйна буквально разорвала все существующие на этом свете клише и шаблоны, которые только могли существовать в подобных фильмах (и даже существовали в каком-нибудь "Бэтмене" Тима Бёртона). В 2005 году на экраны вышло "Начало", где Крис только прощупывал почву на предмет обожания зрителей, и удачно провёл эксперимент по совмещению реалистичного и фантастического подхода к созданию кинокомикса. А вот через три года выходит "Тёмный рыцарь" - пожалуй, тот кинокомикс, который станет полноценно культовым (если уже не стал) уже через несколько десятилетий. Именно в этой ленте зрители впервые за всю историю просмотра фильмов про придурков в разноцветном трико смогли проникнуться философией главного злодея, смогли охнуть от завораживающих сценарных поворотов, нагоняющей и мрачной атмосферы, идеального морального конфликта между протагонистом и антагонистом. Однако в 2012 году с выходом "Возрождения легенды" Нолан очень сильно сдал позиции: финал трилогии стал тем, что вторая лента пыталась перестраивать. И хоть я не назову третьего "Бэтмена" полноценно плохим фильмом, всё же он смотрится очень слабо и блекло на фоне таких прорывных первых частей. Поэтому и такое низкое место

8. "Звёздные войны" (оригинальная трилогия)

В 1977 году Джордж Лукас буквально перевернул весь жанр фантастики с ног на голову: "Новая надежда" на то время была самым революционным фильмом в истории, сместив с этого пьедестала каких-нибудь "Унесённые ветром", "Бена-Гура" или "Спартака". Меньше чем за 20 миллионов долларов Лукас представил миру такой уровень визуальных и практических эффектов, что прежний Голливуд более не мог оставаться на плаву: ему срочно была нужна перестройка. Тем не менее, сейчас четвёртый эпизод действительно сложно пересматривать: как и в случае с первыми "Зловещими мертвецами", это фильм, созданный для своего времени, и глянуть его можно чисто ради ознакомления с первооткрывателем новой эпохи блокбастеров. А вот "Империя наносит ответный удар" в 1980 году разорвала всех зрителей не только улучшенным визуалом, но и блестящей историей (с той самой легендарной сценой с Люком и Вейдером): по сей день это, наравне с "Местью Ситхов", лучший фильм во вселенной "Звёздных войн". А шестой эпизод под названием "Возвращение джедая" в 1983 году хоть и немного сдал позиции, по сравнению с предшественником, всё же достойно и удачно закрыл основные сюжетные линии главных героев. Да, кто-то больше любит оригинальную трилогию, кто-то трилогию приквелов, кто-то даже (упаси Господи) трилогию сиквелов. Однако никто не будет спорить с тем, что именно оригинальные фильмы оставили наибольшее культурное достояние во всём мировом кинематографе

7. "Стражи Галактики"

Лучшая супергеройская трилогия во всём кинематографе: другое мнение не принимается. Это трилогия, в которой идеальным можно назвать каждый фильм. Это трилогия, в которую авторы, в частности режиссёр Джеймс Ганн, вложили всю свою душу, они полюбили своих персонажей, влюбились в созданный ими мир. Вдобавок ко всему, это трилогия, которую легко можно посмотреть абсолютно любому зрителю: ленты тут практически никак не связаны с основной историей киновселенной Marvel Кевина Файги. И если первая часть "Стражей" в 2014 году была неким экспериментом, где Ганн очень аккуратно шутил, только начинал раскрывать своих персонажей и задабривать зрителей красиво поставленным экшеном, то вот вторая буквально улучшила все самые положительные качества оригинала, выступив трогательной и при этом уморительно смешной историей про семейные взаимоотношения. А недавний триквел так и вовсе окончил путь всех членов состава Стражей на самой высокой ноте. "Стражи Галактики" любимы всеми нами за потрясающий визуал, трогательную и слёзовыжимательную историю, колоритных и харизматичных персонажей, уморительный юмор и качественное раскрытие характеров героев, каждый из которых на протяжении всей трилогии проходил свою сюжетную арку. Просто храни Джеймса Ганна. Marvel в очередной раз по своей тупости упустили настоящего гения, а DC обрела новую надежду в построении отличной киновселенной: как же теперь ждём новый фильм про Супермена

6. "Назад в будущее"

В период 1980-1990-х одним из величайших и самых востребованных режиссёров Голливуда был Роберт Земекис. Именно этот человек подарил миру замечательную, крепкую и выдержанную трилогию про путешествующих во времени 17-летнего парня и безумного учёного, спроектировавшего эту самую машину времени, в прямом смысле этого слова. "Назад в будущее" тотчас же разлетелось на цитаты, невозможно точно оценить, насколько большой вклад в развитие той же научной фантастики внёс Земекис. При том постановщик сделал это с таким лёгким шармом, что просмотр всех трёх фильмов протекает крайне незаметно. Каждая часть в трилогии Роберта по-своему уникальна: первая - эксперимент с заигрываниями перемещений в прошлое, которым хоть раз грезил абсолютно каждый человек на планете, вторая - некая метафора на не совсем светлое и даже антиутопическое будущее, а вот третья - вообще вестерн в стиле лент Клинта Иствуда или Серджио Леоне. Это уже по-настоящему культовая трилогия, а для многих - это настоящее детство, ассоциирующееся с беззаботными и относительно тёплыми для нас временами

5. "Индиана Джонс"

Стивен Спилберг - величайший режиссёр современности. Да, не Кристофер Нолан, не Дени Вильнёв, не Дэвид Финчер, даже не Квентин Тарантино, а именно Спилберг. Именно этот мужик создал такое количество культовых и глубоких лент, повлиявших на весь кинематограф, что можно сбиться со счёту. Но помимо какого-нибудь "Списка Шиндлера", "Парка Юрского периода", "Райана" или "Челюстей", главной гордостью в карьере Стивена является оригинальная трилогия про неукротимого охотника за артефактами в исполнении Харрисона Форда. Каждый фильм про Инди как-либо перестраивал жанр приключенческих боевиков, благодаря чему в будущем появятся многие известные дорогие блокбастеры по типу той же "Мумии". Начнём в принципе с того, что именно "Храм судьбы", вторая часть в трилогии, послужила стимулом для создания возрастного рейтинга PG-13 (до 1984 года существовали только G, PG, R и самый жёсткий - NC-17), активно использующегося по сей день практически во всех блокбастерах. "В поисках утраченного ковчега", тот же "Храм судьбы" и "Последний крестовый поход" - поистине легендарные кинопроизведения искусства, которые смотрятся бодро и весело и по сей день. Да, ситуацию немного испортил очень посредственный квадриквел 2008 года, однако всё может спасти "Циферблат судьбы", который выйдет уже в конце июня этого года и грамотно закроет сюжетную линию Индианы Джонса, выступив закономерным и полноценным финалом для всей франшизы

4. "Пираты Карибского моря"

Это были те времена, когда Disney только подбирался к самому пику своего успеха, удивляя каждого предвзятого зрителя какими-либо новинками из мира кино и мультипликации. Первая часть "Пиратов" - настоящий диковинный тогда для студии эксперимент. Эксперимент, потому что никто до этого из "Мышиного дома" не создавал мрачный и дорогой блокбастер с рейтингом PG-13, историю которого позаимствовали из мини-описания одного из аттракционов в Диснейленде. "Проклятие чёрной жемчужины" - один из самых лучших фильмов Диснея за всё время их существования: с невероятным колоритом, харизматичными и многогранными персонажами, невероятно смешным юмором и потрясающим визуалом. "Сундук мертвеца" через три года взял все достоинства из оригинала и преумножил их, да даже "На краю света" вышел не такой пресной лентой, какой её называют многие фанаты. А про "Странные берега" и "Мертвецы не рассказывают сказки" лучше промолчу. Главное сейчас помнить лишь про оригинальную трилогию и считать следующие после неё фильмы неканоном для этой вселенной

3. "Долларовая" трилогия

Серджио Леоне - настоящий гений своего времени. В те времена, когда вестерны постепенно теряли пик интереса зрителей, режиссёр ворвался на подиум с достаточно приземлённым и суровым "За пригоршню долларов" с Клинтом Иствудом и, почуяв любовь почитателей жанра, снял через год "На несколько долларов больше" - ленту про совершенно других персонажей, но с похожим на первую часть в трилогии колоритом и идентичной атмосферой. Это был настоящий бенефис постановщика, а вторая часть по-прежнему считается чуть ли не лучшим вестерном всех времён и народов. Однако полноценно выстрелить Леоне помог "Хороший, плохой, злой" - завершение трилогии, которое талантливый мужик сделал самой масштабной и великой работой во всей своей карьере. Три часа хронометража в этой ленте пролетают просто незаметно, а некоторые зрители смогут даже почувствовать вайбы какого-нибудь Квентина Тарантино, в стиле его "Омерзительной восьмёрки". Исход один: каждая из этих лент обрела свой культовый статус, каждая из этих лент цитируется в кинематографе и по сей день. Леоне создал самые идеальные и лучшие фильмы в жанре вестерн. Спорить с этим глупо

2. "Крёстный отец"

Для начала вспомним, что первый "Отец" - один из самых культовых (а для некоторых критиков и вовсе один из самых лучших) фильмов во всём кинематографе в целом. Невозможно описать в нескольких словах то влияние, которое Фрэнсис Форд Коппола привнёс в Голливуд, и как постановщик смог вернуть веру продюсеров в гангстерское кино. Начав в 1972 году сагу с поэтичной и лаконичной первой части, сиквел всего через два года ещё больше поставил на уши всех кинематографистов. Коппола грамотно продолжил историю своих героев, чаще уходя в параллельный монтаж (именно со второго "Отца" этот приём так крепко зацепится за массовый кинематограф) и глубинное раскрытие персонажей из той же первой части. Пускай многих мог разочаровать триквел, вышедший в 1990 году, который, по сути дела, был нужен лишь для того, чтоб закрыть подвешенную в воздухе сюжетную арку Майкла Корлеоне, все мы по-прежнему помним, какими же великими получились первые два фильма. И ведь невозможно точно выделить их недостатки: даже во время многих пересмотров ты их попросту не замечаешь

1. "Властелин колец"

Самая величайшая фэнтези-трилогия в истории человечества. Самые величайшие блокбастеры в истории человечества. Фильмы, которые впечатлили даже консервативную киноакадемию "Оскар", фильмы, которые засели в сердечках абсолютно у всех зрителей, влюбившие в себя всех своей непревзойдённой атмосферой Средиземья, масштабными и драматическими баталиями, возведёнными в культ ещё до всяких "Игр престолов", потрясающим визуалом, шикарным саундтреком Говарда Шора. Что "Братство кольца", что "Две крепости", что "Возвращение Короля" - ленты, которые хочется пересматривать и по сей день. Ленты оставляющие в конце пересмотра режиссёрских версий огромный осадок в сердце. Да, в мире фэнтези есть тот же "Гарри Поттер" (которого я бы занёс сюда, не будь он франшизой, а не трилогией), многие другие интересные отдельные проекты, но именно вселенная Средиземья смогла притянуть большинство зрителей своей харизмой и колоритом. Боже, храни Питера Джексона

P.S. "Хоббит" тоже хорош, но недостаточно для того, чтоб попасть в этот рейтинг. Та же "Битва пяти воинств" вообще была достаточно блеклой