"Колобок" (1956)
Просили "Колобка"... Значит, у нас "Колобок". Кукольная мультипликация здесь отдельное, особое удовольствие. Эстеты, я уверена, поликуют и повеселятся, ну, а я снова про психологию.
В мультфильме 1956 года неожиданный хэппи-энд: Колобок, целый и невредимый, возвращается к деду с бабой, и те довольно замечают:
– Что, постреленок, испугался? Разве можно без спросу из дому убегать?
– Аааааа, будешь теперь старших слушаться!
Педагогическая, воспитательная оправданность этих слов очевидна. А о психологическом благополучии малыша можно и побеспокоиться. Судьба этого Колобка крайне незавидная (впрочем, он жив-здоров, это главное).
Но давайте посмотрим, как дело было.
Из дома Колобок убегает, чтобы доказать родителям, что он ничего не боится. Дед с бабой упрекают друг друга в том, что отпустили, что недоглядели... Их винить сложно: у них нет опыта воспитания колобков, нет нужных навыков, да и не в той они физической форме, чтобы бегать за этим пронырой.
Колобок очень озабочен идеей доказать всем, какой он смелый (что ж, не стоило его провоцировать). По глупости, по наивности, он всем по дороге рассказывает, какой он вкусный, почти как ватрушка или пирожок, только без начинки.
По сути, первое, с чем он столкнулся в жизни, была невольная провокация со стороны стариков ("Чего ж ты боишься?"), так что и он теперь провоцирует окружающих. Никто ни в чем не виноват, но так вот сработало.
Колобок в целом ведет себя как нормальный, активный ребенок, естественный в своих проявлениях. Он исследует лес, учится общаться, знакомится с окружающим миром. Он спас пчелку из лап медведя, так что пчелка в ответ спасла его от лисы.
Однако, лишенный родительской поддержки, он, конечно же, не в состоянии справиться со всеми опасностями. Он, собственно, даже не вполне разумеет, что опасно, а что нет, что правильно, а что неправильно. Действует интуитивно и очень хочет исследовать этот мир. В психологии это называется формированием "поисковой активности" – исследуя мир, маленький человек ищет пути решения каких-то задач, ищет ответы на свои вопросы, ищет способы что-то узнать или преодолеть.
Опыт, который приобретает Колобок в своем путешествии, оказывается печальным – его чуть не съела лиса, мир действительно опасен, а защитить могут только родители.
Дед с бабой вместо того, чтобы дать ребенку необходимую поддержку и знания, используют ситуацию в своих интересах: они хотят, чтобы он жил с ними, был рядом, а напуганный Колобок очень кстати четко усвоил урок, что надо слушаться старших и не убегать из дома. На подсознательном уровне это еще и урок о том, что поисковой активностью лучше не заниматься.
Теперь Колобок будет послушным. Да, он будет в безопасности, но когда вырастет... скорее всего, останется инфантильным. Люди, которые на подсознательном уровне отказываются от поисковой активности, во взрослом возрасте, как правило, становятся психологическими жертвами, людьми с пассивной жизненной позицией, премудрыми пескариками, мимо которых проходит жизнь.