Педагогическая психология – это прикладная отрасль психологии, которая возникла по причине запросов теоретической педагогики и образовательной практики.
Педагогическая психология является одной из сравнительно молодых психологических наук. В настоящее время, как и вся психологическая наука, она переживает подъем в своем развитии, интерес к ней педагогов, психологов значительно возрастает. Практика обучения и воспитания в современной школе требует от педагогов-психологов решения конкретных проблем. Эти обстоятельства заставляют специалистов еще раз осмыслить предмет этой науки.
В психике человека выделяются те аспекты, которые связаны с образовательным процессом. Этот процесс занимает одно из главных мест в жизни современного человека, поэтому важность практического применения педагогической психологии аргументировать нет необходимости. Обучение и воспитание нуждаются в психологическом сопровождении.
Предмет педагогической психологии
Предметом педагогической психологии выступают явления, законы их развития, связанные с процессом обучения, а также механизмы психики субъектов образования. Субъектами образовательного процесса являются учащиеся, студенты, слушатели и учителя, преподаватели. Целенаправленным изучением структуры и динамики психологического образа в процессе обучения и воспитания занимается педагогическая психология.
Задачи педагогической психологии
Это пять основных задач, которые пересекаются, зависят друг от друга, то есть, не являются только психологическими:
- комплексное изучение психики учащегося;
- психологическое обоснование и отбор учебного материала;
- разработка методов обучения и воспитания и их психологическая апробация;
- изучение психики профессиональной деятельности педагога;
- участие в разработке теоретических вопросов в области педагогического знания.
Чтобы решать эти и многие другие задачи образования, разработаны направления:
- психология обучения;
- психология воспитания;
- психология труда и личности педагога.
Первые два раздела педагогической психологии посвящены психике обучаемого субъекта. В настоящее время больше развита психология обучения. Существуют научные школы, концепции. Особенно важным является формирование и трактовка теоретических категорий и понятий раздела. Методики, психолого-педагогические конструкции, педагогические техники являются производными от основ научно-понятийного аппарата. Хотя многие современные авторы выдают их за психолого-педагогические инновации. К сожалению, за схемами и конструкциями зачастую теряется человеческая личность и ее психологические особенности.
Психолого-педагогическая триада не всегда может быть реализована как единый цикл дисциплин. Современные психология и педагогика находятся в сложных, часто противоборствующих отношениях, что является допустимым в академической науке. Применительно к образовательной практике такое положение не желательно. Школьный учитель не должен быть профессиональным психологом, но психологическую подготовленность и образованность не следует сводить к минимуму. Школьный психолог не обязан быть учителем, но для эффективности и полезности психологической работы он должен быть знаком с педагогическими теориями и повседневными реалиями образовательного процесса.