Найти в Дзене

В «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов конкурса «Арлекин»

Тема встреч юных героев, внуков и внучек с дедушками стала одним из лейтмотивов фестивальных спектаклей этого года. «Бабушка» из Улан-Удэ до петербургской сцены не долетела в силу прежде всего финансовых сложностей, поэтому члены жюри выезжали смотреть ее в столицу Бурятии. История о встречах внучки с бабушкой преобразована командой постановщиков в фантазийное поле смыслов и образов. Там двери из реальнос­ти видимого мира открывались в мир грез наяву, где звери запросто говорят с людьми и представители флоры вступают в диалоги о важном, вызывая на разговоры и духов, без которых непредставим бурятский фольк­лор. Художник-постановщик этого спектакля Натали-Кейт Пангилинан получила статуэтку за «Лучшую работу художника-постановщика». Не добрался до Петербурга еще один дивной красоты спектакль-мистерия — «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» в постановке Романа Феодори из Екатеринбургского ТЮЗа. Художник-постановщик (сценография и костюмы) Даниил Ахмедов, получивший «Арлекина» за «Лучшую работу художника по костюмам», создал пленяющее волшебством пространство сновидений. За хореографический пласт в спектак­ле отвечала Татьяна Баганова, худрук Екатеринбургского театра провинциальных танцев («Лучшая работа хореографа»). Ее имя известно всем, кто интересуется сов­ременным танцем. За «Лучшую работу художника по свету» отметили Никиту Шакарова, наделившего свет важной драматургической ролью в спектакле «Поход в Угри-Ла-Брек» Красноярского ТЮЗа. В этой постановке брат с сестрой — Хорек и Муравейка — отправляются на поиски исчезнувшего дедушки и узнают о том, что он находится уже по ту сторону берега Жизни. Для того чтобы зрители ощутили всю отдаленность этого другого мира, куда отправляются все дедушки с бабушками и откуда они обычно не возвращаются, постановщики использовали пустой длинный зрительный зал театра «На Литейном», усадив публику амфитеатром на сцене. В спектак­ле «Беглецы» в постановке Екатерины Корабельник по Ульфу Старку внучок спасал дедушку от больничного одиночества, примиряя с уходящей жизнью. Спектакль был показан в Молодежном театре на Фонтанке артистами Театра Романа Виктюка. Балет «Алиса» Музыкального теат­ра Республики Карелия, который жюри тоже пришлось смот­реть на его родине в Петрозаводске, получил сразу три награды: Ефрем Подгайц — за «Лучшую работу композитора», Анатолий Рыбалко — за «Лучшую работу дирижера» и хореограф-постановщик Кирилл Симонов — «За создание оригинального балетного спектак­ля». В этом современном балете, покорившем виртуозной простотой пластических решений, Алиса попадает в иной мир, сидя в вагоне метро, где «упадает» в сон. Партитура Ефрема Подгайца вновь напомнила о проблеме сочинения новых высокохудожественных партитур для детей и юношества. Эксперты отсмотрели видеозаписи более 180 спектаклей из разных регионов страны. К сожалению, значительная часть театральной продукции для детей и подростков в минувшем сезоне отличалась примитивными музыкальными решениями, способными испортить вкус в самом восприимчивом возрасте. «Камыр-батыр» («Богатырь из теста»), поставленный Марфой Горвиц в оформлении Марии Лукка в Казанском ТЮЗе им. Г. Кариева по татарской народной сказке, получил специальную премию жюри «Эксперимент». В нем природные стихии — Быстрый, Ветер, Мороз, Меткий — были поданы как очаровательные фрики, данные в услужение неуклюжему богатырю из теста. Этот уморительный спектакль-путешествие подарил зрителям надежду на то, что доб­ро по всем вселенским законам должно победить зло. Важность миссии «Арлекина», его кредо заключается в том, чтобы отыскивать спектакли, способные формировать мыслящее поколение. Такой театр для детей в последнюю очередь развлекательный. Спектакли, которым и эксперты, и члены жюри отдавали свои голоса, как правило, не дают готовых ответов, но предлагают множество вопросов, с которыми зритель уходит из театра, продолжая думать, чувствовать, искать ответы.