Найти тему
16,3K подписчиков

Известные и незнакомые. Новая книга Сергея Макеева «Клуб знаменитых персонажей. Рассказы о прототипах любимых литературных героев»

 Наверное, каждый читатель рано или поздно задумывается – существовал ли в действительности человек, с которого «списан» герой полюбившегося и зачитанного до дыр произведения?

Наверное, каждый читатель рано или поздно задумывается – существовал ли в действительности человек, с которого «списан» герой полюбившегося и зачитанного до дыр произведения? Были ли  прототипы у барона Мюнхгаузена, Шерлока Холмса, графа Монте-Кристо или Робинзона Крузо? Писатель Сергей Макеев решил провести собственное расследование: в новой книге «Клуб знаменитых персонажей» он проходит  по следам самых настоящих людей, послуживших персонажами для известных литературных произведений. Их жизнь, полная загадочных событий, таинственные приключения и яркие характеры вдохновили писателей на создание настоящих шедевров, к которым с удовольствием обращаются все новые и новые поколения читателей.

О русской Золушке

Вот, к примеру, Золушка – вечная девичья мечта о любви и счастье. Возможен ли прототип у собирательного сказочного персонажа? Где только не слагались истории со счастливым концом о бедной трудолюбивой сиротке – в Древнем Египте, Китае и Индонезии, не говоря уже о многочисленных европейских версиях и пересказах. Но задолго до братьев Гримм и Шарля Перро предание о Золушке появилось и в России. Царь Михаил Федорович, первый в династии Романовых, никак не мог выбрать себе жену по душе – на смотринах выстроенные шеренгой статные красавицы казались ему все на одно лицо. По преданию, мать предложила устроить тайные смотрины и оценить спящих девушек ночью, без «боевой раскраски». Эксперимент удался: заговорщики заглянули во все светелки и выбор был сделан в пользу… прислужницы боярыни Шереметевой, Евдокии Стрешневой, спящей на полу у кровати своей госпожи. По счастью, красавица оказалась дворянкой, хотя и не знатной – ее отец пахал землю наравне со своими крестьянами. Жили супруги долго и счастливо, родив десятерых детей, в том числе и будущего наследника престола Алексея Михайловича. 

О мушкетёре … кардинала

Или самый известный из гасконцев – защитник французской короны славный мушкетер  д`Артаньян. Настоящий д’Артаньян (Шарль де Бац) родился в 1613 году, поэтому в событиях, описанных Дюма в романе «Три мушкетера» принять участие явно не мог, хотя точно так же, как герой романа, приехал в Париж и вступил там в самое элегантное военное подразделение Франции. Со временем вошел в свиту кардинала Мазарини, доставлял тайные депеши, наблюдал за неблагонадежными военачальниками и тайными действиями противников. Почему же он примкнул к соратникам Его Преосвященства? Реальность оказалась на диво прозаической: элитную роту расформировали за буйный и неуправляемый нрав мушкетеров, от которых неизвестно чего можно было ожидать. Во время Фронды, когда многие сторонники Мазарини переметнулись к восставшим, д’Артаньян проявил исключительное благородство своего  характера, оставшись верным опальному кардиналу.

О тайном помощнике Скотланд-Ярда

Главный персонаж Артура Конан Дойла Шерлок Холмс появился тоже не случайно. Доктор королевского госпиталя Джозеф Белл, которого писатель хорошо знал, делал фантастические умозаключения на основе незначительных и мелких деталей, которые кроме него никто не замечал - Белл мог поставить диагноз пациенту только по одному его внешнему виду. «Делайте логические выводы, включайте дедукцию!», - советовал профессор студентам, но какое там!  Работающий особым образом исключительный мозг, наверное, появляется в природе один на миллион…  Джозефа Белла приглашали для консультаций (не врачебных!) специалисты Скотланд-Ярда, которым он никогда не отказывал в помощи при распутывании сложных преступлений; не оставались в стороне родственники, знакомые и вовсе неизвестные профессору люди, рассчитывающие на дельный совет. Первый рассказ о великом сыщике Конан Дойл опубликовал 1 декабря 1887 года – как раз к 50-летнему юбилею Джозефа Белла, наделив своего героя не только многими талантами, но и благородной запоминающейся внешностью профессора.

О нелитературных носах

Непревзойденный выдумщик всяческой чертовщины Николай Васильевич Гоголь тоже не остался в стороне от творческих интерпретаций действительности. Жутковатая история о носе майора Ковалева, как оказалось, тоже основана на реальном факте. Инженер и художник Осип Шишорин, весьма известный своими работами среди петербургской знати, однажды получил необычный заказ от фаворита императрицы Екатерины Второй Платона Зубова – изготовить нос, неотличимый от натурального. Протез предназначался покалеченному сподвижнику принца Персии Муртаза, бежавшего из родной страны, в которой в то время творились «государственные безобразия и перевороты». И мастер не посрамил честь русского искусства, сработав в срок целых два носа «из серебра, внутри вызолоченного, снаружи под натуру крашеного», о чем и известил императорскую канцелярию, выставив немалый счет в 450 рублей. Неприятность с персиянином благополучно разрешилась, но по прошествии нескольких десятилетий платежный документ с резолюцией Екатерины каким-то образом пошел по рукам и попал на глаза Николаю Васильевичу, сразу обратившему внимание на некоторую комичность ситуации. И ему тоже удалось сделать свой «Нос», придав ему самостоятельности и независимости – причем абсолютно полной.

Много интересных историй, связанных с прототипами литературных героев, в новой книге Сергея Макеева. Не забыты и настоящие отечественные герои: Павел Васильевич Макаров («Адъютант его превосходительства» И.Болгарина и Г. Северского), солдаты Великой Отечественной, из множества лиц и подвигов которых у Александра Твардовского сложился образ Василия Теркина. Золотая полка всемирной литературы – какие еще неизведанные страницы прошлого откроешь ты нам?..  

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!