Найти тему

На войне как на войне: Север Гансовский

Художник Леонид Бирюков, заставка к рассказу Севера Гансовского "Новая сигнальная"
Художник Леонид Бирюков, заставка к рассказу Севера Гансовского "Новая сигнальная"

Среди советских фантастов немало непосредственных участников Великой Отечественной войны, воевавших на фронте, в тылу врага, трудившихся на оборонных предприятиях. Однако, мало кто из них решался обращаться к событиям того времени. Собственно, все произведения, связанные с войной, легко пересчитать по пальцам.

Рассказ Севера Гансовского «Новая сигнальная», пожалуй самый популярный из творческого наследия автора, по крайней мере на него достаточно часто ссылаются, а известный писатель взял идею необычайного на войне одним из направлений творчества. Гансовский пишет не о сражениях и не о подвигах, его рассказ скорее бытовая зарисовка, расцвеченная необычным, непонятным, даже непостижимым.

По сюжету, красноармейцы во время пребывания в здравбатальоне, после выписки из госпиталя, делятся удивительными случаями, произошедшими с ними на фронте: «...во время войны на передовой, если выдавалась тихая минута, бойцы редко говорили о боях, а больше о прошлой, довоенной жизни. А в госпиталях и на отдыхе всегда вспоминали передовую». Вот и Коля Званцов, припомнил как проявилась некая «странная сила, новая, неизвестная нам способность организма, проявилась через него, сделала, так сказать, свое дело и ушла».

Во время сражения Званцов вдруг ощутил картину боя, как огромную пространственную фигуру в углах которой расставлены самолет, противотанковая батарея, танки, уходящие от обстрела, наконец он сам. «Углы гигантского, перемещающегося над землей и по земле многоугольника были связаны отношениями, и именно они каким-то образом давали Званцову возможность ощущать себя». Стремления, намерения и сожаления артиллеристов, танкистов, пулеметчика, пилота «Юнкерса» проходили через сознание Званцова и все происходящее скрепляли для него в одно. Как будто он получил еще новое добавочное внутреннее зрение. Более того, Званцов был способен предвидеть, что будет происходить, знал события наперёд. Он понимал все за всех, разом видел такое, чего нельзя увидеть зрением, читал все мысли в пространстве на несколько километров и чувствовал не только настоящее, но и ближайшее будущее.

А следом, как будто этот случай инициировал доселе неизвестные внутренние силы, Званцову стали сниться странные сны, причём сны эти были чужими, вражескими. В тех снах была даже встреча с Гитлером, чего Званцов не то что понять, но и представить себе не мог.

На деле вышло так, разбуженные телепатические способности Коли Званцова позволили ему неосознанно войти в сны немецкого диверсанта, собирающегося захватить "Катюшу", и, в конечном итоге, обезвредить врага. Больше такого со Званцовым не случалось, о телепатии в те годы не говорили, а сам он погиб, защищая чешскую деревушку от отступающего отряда Ваффен СС. Случались некие прорывы внечувственного восприятия и с автором рассказа, а может и не только с ними, может быть и с вами. Не зря же Гансовский этот рассказ писал, было, наверное в его военной биографии что-такое. Дремлет , возможно, в каждом из нас новая сигнальная, дожидаясь пробуждения в самый крайний, необходимый момент.

Ну а мы, вспомним последние строчки из рассказа Гансовского и поступим, как там сказано: «Ну что вы, ребята, загрустили и задумались? Кто там ближе, налейте еще по стопке, и будем разговаривать дальше и вспоминать товарищей и то, что было».

P.S. Вышел рассказ «Новая сигнальная» в 1963 году практически одновременно в одноименном сборнике издательства «Знание» и в детгизовском авторском сборнике Гансовского «Шаги в неизвестное».