Найти в Дзене

Эмоции, мимика и образ

Почему в таком порядке? - Потому что в таком строит думать, создавая героя! По крайней мере, впс пока не придумал ничего лучшеㅣ=^ㅐ

Отборная Паприка
Отборная Паприка

Когда речь заходит о создании персонажа (или рисовании уже существующего), многие сталкиваются с громадной стеной необходимых умений в области мимики, анатомии, пропорций и так далее. Физически это получает формулировку вроде "черт, я уже час пытаюсь нарисовать эту улыбку, но я хз, как это сделать". На просторах интернетов легко найти множество уроков по рисованию 1) эмоций, 2) головы, 3) тела и его частей. При этом уроки бывают близкие более к академизму или к мультфильмам. Первые как черти топят за анатомию, пропорции и натурализм, вторые обожают обмусоливать тему с направляющими, базовыми формами и гиперболизацией. Я довольно много времени потратила на изучение и тех и других, но в отдельности оно мало помогло: все это - "модули" теории, которые моск автоматически подключает только при постоянной практике, которой нет ни у меня, ни, вероятно, у вас. В таком случае, почему бы не попытаться зайти с другой стороны? Давайте попробуем собрать кашу в чашу и составить мало-мальски жизнеспособный алгоритм, как создать персонажа и не поубивать всех вокруг, а потом и себя.

Дисклеймер: на то, чтобы создать что-то нешаблонное, нужно 1) время и 2) понимание зачем. Понимание зачем - в целом штука фундаментальная, но оно полно частных случаев. В данном случае речь идет в первую очередь о том, какой герой вам нужен и точно ли на просторах Пинтереста не найдется чего-то готовенького. В большинстве случаев - еще как найдется! Всю школу рисовала аниме и не парилась, потому что типажи, которые придумывались тогда, не выбирались за рамки спектра анимешных архетипов.

Маки и Сатока не были верхом оригинальности, но подарили мне теплые воспоминания о детстве
Маки и Сатока не были верхом оригинальности, но подарили мне теплые воспоминания о детстве

Конечно, я не одно лишь аниме имею в виду; в мультипликации всех времен и народов есть сериалы, полнометры и высокое искусство для своих, далее смотрите по своим потребностям. Если же ничто из готового вам не подошло, значит у героя, которого вы придумываете, весьма проработанный характер, то есть вы примерно представляете себе его образ. Ну или совсем не представляете, но хотите чего-то едакого... во втором случае советую начать с того, чтобы все-таки понять, что за человека вы хотите изобразить. Иными словами - ответить на вопрос "зачем"!

Ответили? Славно! А еще лучше, если прописали сюжет и знаете, как ваш герой реагирует на разные обстоятельства, какие эмоции испытывает от общения с другими и какое у него обычно настроение. Естественно, чтобы все эти вещи составляли стройную систему, у персонажа должна быть понятная и логичная линия развития.

Например, у Лиры Тендер a.k.a. Упавшей Звезды глаза не блестят безумной одержимостью только тогда, когда они закрыты.
Например, у Лиры Тендер a.k.a. Упавшей Звезды глаза не блестят безумной одержимостью только тогда, когда они закрыты.

Понятная и логичная - не значит простая! Мультипликаторы любят говорить, что образ персонажа некоторым образом стереотипичен, однако это не всегда так. Да, стереотипика упрощает работу: чем более крупными мазками нарисованы образы, тем дешевше можно сделать стиль, что незаменимо тогда, когда ресурсы ограничены (практически всегда). Однако это не отменяет существования, например, Александра Константиновича, который взял и нарисовал "Старика и Море" маслом, руками:

Вы понимаете, что это нарисовано кисточками и ПАЛЬЦАМИ и оно ДВИЖЕТСЯ?
Вы понимаете, что это нарисовано кисточками и ПАЛЬЦАМИ и оно ДВИЖЕТСЯ?

При всем при этом, в персонаже всегда есть архетип или несколько архетипов. Архетип - это не стереотип! Скорее указание на то, какую роль ваш герой играет в обществе, в котором он живет, а он всегда какую-то да играет. Если у героя богатый характер, то архетипов в нем несколько, и они могут противоборствовать. Условно говоря, в Старике герой-исследователь борется с мудрецом, зудящим на краю его сознания о том, что старость неизбежна.

Ладненько, допустим, с этим разобрались. Время для визуализации! Точнее для того, чтобы перейти уже к наброскам вашего детища.

Кюрен смотрит на самого себя
Кюрен смотрит на самого себя

О мимике и том, как рисовать эмоции, речь заходит где-то здесь. Спойлер: для того и другого некоторую теорию все-таки придется найти и подержать в голове хотя бы то время, пока вы ее используете. Если вы только-только нащупываете облик персонажа, не лезьте в анатомию мышц лица! >:^( Это ничем не кончится. Я бы также не советовала шагать от "базовых форм", пытаясь собрать персонажа из квадратов, кругов и треугольников. Лучше всего начинать с интуитивного образа, а потом уже делать его более характерным. Все по заветам Макса Костенко, в общем!

К слову говоря, есть на свете такая штука, как физиогномика. Вообще говоря, это лженаука, и по расстоянию между глазами, размеру носа и так далее невозможно определить характер человека. Почему тогда множество людей до сих пор спекулируют этой "отраслью знаний" и почему она кажется столь реалистичной? Все дело в том, что мы всегда, даже неосознанно, считываем эмоции на лице человека, которого видим. И если черты лица у человека создают впечатление, что он, например, суровый и волевой, то мы так и подумаем. Соответственно, при создании портрета героя сочетанием форм и тонов можно и нужно играть, чтобы обмануть мозг зрителя в нужную сторону!

Когда вы поймали образ, который вам подходит, стоит разработать пластику, порисовать ранее упомянутые характерные эмоции. В процессе образ, как правило, дорабатывается и меняется, так что продолжайте думать! Отличные идеи могут прийти в самый неожиданный момент.

Как думаете, на создание кого из этих ребят ушло больше всего времени? Ответ вас удивит...
Как думаете, на создание кого из этих ребят ушло больше всего времени? Ответ вас удивит...

А вот после этого уже мимические мышцы и анатомию. Единственное что - эти самые мышцы все же лежат в самой основе эмоций, так что неплохо бы примерно помнить, как примерно они работают. Что еще полезно? Ну, например, что лежит в основе женственности/мужественности формы, чем отличаются пропорции лиц и так далее. Да, Рыжкин и еще Рыжкин. И, кстати, можно еще Рыжкина посмотреть >:)

Вот, собственно, и всё. А теперь о листе с портретами выше:

⤖ Кюрен (старик с усами) появился давно, но его образ складывался сам где-то на стыке Миядзаки и иллюстраций к русским сказкам;

⤖ Энкиду (чувак с рожками) получился в результате зубодробительного мозгового штурма, но у него был мифологический образ, которого практически получилось придерживаться;

⤖ Девочка с хвостиками нарисована с рандома в метро, но ее образ состоит из привычных для меня деталей, а ее единственной целью было быть симпатичной;

⤖ Кио (японский пацан прямо под ней) вообще приснился, а его прообразом явно стал Люпен III;

⤖ Нора (суровая девочка с длинным ухом) разрабатывается уже долго, но так как это персонаж Эльмы, а не мой, то мы мало отходим от задуманного ею образа;

⤖ С образом Звезды все не так гладко, это тоже персонаж Эльмы, но представление о ней у вашего покорного сложилось какое-то свое, и оно несколько отличается от идеального. Бедная Звезда, даже тут не идеально! :'D

⤖ Леди с шикарными губами - примерно та же история, что с девочкой с хвостиками;

⤖ Чувачок с чупчиком и в очках - примерно та же история.

Делитесь вашими персонажами и их историями в комментариях. И, конечно, оставайтесь с нами!