Исследуя тему идеологии, решил подобраться к проблеме сверху и от начал.
А в начале наши предки по деревьям лазили, и, скорее всего, поступали 8 миллионов лет тому назад так же, как это делают сейчас наши родственники – шимпанзе.
Шимпанзе: живут в африканских джунглях родовыми общинами; во главе общины находится альфа-самец; ему нужны союзники из наиболее сильных представителей рода; альфа, после удачной охоты на мартышек, распределяет их мясо между союзниками в количестве, сообразном полезности и политическому весу каждого сторонника; мясо – редкий ресурс у шимпанзе, и наиболее ценный, необходимо задабривать союзников, делать им подарки "с царского плеча", чтобы они не переметнулись к оппозиции.
Видимо, так поступали и наши предки вплоть до неолитической революции.
Во времена неолита народ неистово резал друг друга, пока не придумал, как еще пользоваться плодами нарождающегося производящего хозяйства у себя и у соседей. Попутно изобретал идеологию, дабы не выпилить себя до полного вымирания.
Далее рабовладельческий строй: Александр Македонский славился своей щедростью...прежде всего к боевым друзьям, ему необходима была поддержка соратников, и подарки, так же, снижали вероятность предательства и удара в спину со стороны диадохов и членов "конницы друзей".
Феодальный строй: Карл Мартелл создал конницу бенефициаров – первых настоящих феодалов. Это была военная дружина, получившая от мажордома Меровингов земельные наделы, и перманентно задабриваемая дополнительными подарками.
Феодалы, однажды, решили подчеркнуть собственную исключительность по сравнению с остальным людом, и постепенно сформировали рыцарский кодекс – свод правил, легший в основу поведения светской аристократии.
Аристократия от духовенства – эти перцы всегда ошивались рядом со светской аристократией со времен первых шаманов, набивали скиллы в образовании, и пытались устроить всем тотальную теократию, с разной степенью успеха. Поговаривают, что они до сих пор где-то рядом, и ожидают своего жирного куска с любого движа.
Буржуйские времена:
Государственные чиновники – так или иначе близкие к главе государства, являются либо аристократами, продолжая получать сверху подарки, либо являются представителями высшей буржуазии, неся подарки наверх, с целью лоббирования интересов собственного бизнеса, и бизнеса себе подобных, либо присутствует смесь всего вышеперечисленного с различными региональными надбавками.
Опять подарки! Подарок сверху вниз, с "царского плеча" – наследие уровня шимпанзе; подарок снизу-вверх – взятка. Если считать, что оба варианта являются элементами коррупции, то придется признать, что сие явление настолько естественно, что встречается даже во времена более ранние, нежели эпоха австралопитеков, в таком случае сложнее будет утверждать, что коррупция – нечто негативное. Природное свойство высших приматов..не более того. Возможно поэтому, подарки "с царского плеча" не принято считать частным случаем взятки или подкупом. Впрочем, в большинстве стран и лоббирование интересов в правительстве не считается коррупцией.
Хотяяя, вернемся к обезьянам: работая гидом в Гибралтаре, я подружился с альфа-самцом клана берберских макак, ошивавшихся у пещеры "Св.Михаила – Большим Джоржем.
Джордани утверждает, что шимпанзе делают подарки низшим по чину от слабости вертикали власти. Другое дело макаки. Джордани никогда не делает подарки своим "офицерам". Более того, если низший по чину сделает подарок ему, то Джоржик сочтет этот жест за проявление слабости. Впрочем, макаки взяток не дают.
Дают туристы, несмотря на мои просьбы этого не делать. В такой ситуации, макака воспринимает человека в качестве бипедальнолокомотивного лоха, отбирает и так поднесенное добровольно подношение из рук турика, и старается его унизить....цапнуть например, как бэ намекая, мол:В стаю не принят, но статус терпилы подтвердил".
Если дать взятку лидеру шимпанзе, считает Джордани, то результат будет тот же.
То есть, с точки зрения макак, а возможно и шимпанзе, подарок сверху, и взятка снизу – понятия различные в корне. Аргумент в пользу современных диктаторов и Саши Македонского.
Но есть и у шимпанзе подвид со слабовыраженной иерархией – бонобо. Эти товарищи почти любую проблему решают обнимашками, и к взяткам отнесутся благосклонно.
Должно быть, западноевропейские идеологи долго изучали бонобо....не настолько, чтобы начать хорошо относиться к взяткам, но достаточно, чтобы строить идеологию на основе толерантности (зачаточный вариант обнимашек). Возможно, с бонобо были знакомы Сидхартха и Иисус Христос, но вряд ли современные шаманы.
"Доброта спасет мир" – скажут бонобо и обнимутся;замочим этих карликов, и распределим их мясо среди соратников согласно их политическому весу"– ответят полновесные шимпанзе, и приступят к праздничной трапезе..ведь мясо – это всегда праздник у нормальных приматов.
"Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой"– говаривал Иисус;Вперед нас по духовной иерархии взобраться решил? Хрен тебе!"– отвечали ему фарисеи и книжники, продавая гвозди центуриону Крысобою, крестоносцам, буржуям, создателям концепции "толерантности".
Но, за неимением чего-то более внятного, пытаясь выстроить идеологию, устремляющую умы адептов к всеобщей справедливости, можно будет вспомнить о толерантности, превентивной эмпатии к незнакомцам и любви к котикам еще разок...
Примечание: а что-то есть интересное в концепции"Дал взятку, значит лошара педальный".