Речь у нас сегодня пойдет о семье, в которой родился человек по имени Томас Эдвард Лоуренс (1888 -1935 гг.), который известен под именем Лоуренс Аравийский.
Жизнь этого человека - один большой приключенческий роман.
Он был очень разносторонне талантлив, и прославился как историк, археолог, писатель, но больше всего, конечно - как английский офицер и шпион.
Казалось бы время таких личностей и таких приключений - какой-нибудь 18 век. Но нет. Всего 100 лет назад этот человек был жив-здоров. По историческим меркам он практически наш с вами современник. А если бы не его ранняя смерть после аварии, в которую он попал катаясь на мотоцикле, он вообще мог бы дожить до 70-х годов 20 века.
Его жизнь в общих чертах известна, думаю, каждому.
И я сегодня рассказывать о ней не буду.
Я расскажу интересную историю родителей будущего гения шпионажа.
Очень необычная, скажу вам история, для Англии того периода.
Мать Томаса была незаконнорожденной. Это было страшным пожизненным позором и для ее матери и для нее самой.
Звали ее Сара Джуннер (1861-1959 гг.)
Есть только такое ее изображение - довольно позднее и плохого качества, но рассмотреть можно.
Сара родилась в дремучей английской глубинке, в маленьком портовом городке Сандерленд.
Ее мать, Элизабет Джуннер, была шотландских корней. Дама была непотребного образа жизни и в итоге рано умерла от алкоголизма.
Отцом Сары якобы был некий Джон Лоуренс. В их доме Элизабет работала прислугой - и вот так предположительно получилось... Она родила дочь.
Элизабет умерла, когда Саре было 9 лет. И девочку забрали на воспитание родители матери - внезапно и бабушка и дедушка были верующими протестантами весьма строгих нравов. Потом и они умерли, и воспитанием девочки занялась ее строгая тетя - жена не менее строгого протестантского священника.
Семья переезжала несколько раз, а когда Сара подросла - ее отправили работать.
Девушку в 1879 году наняли няней в семью местного землевладельца.
По каким-то соображениям, она называлась фамилией гипотетического отца - Лоуренс.
Ее нанимателя звали сэр Томас Роберт Тай Чэпмен, 7–й баронет (1846 -1919 гг.) Его корни были в Ирландии, а семья была довольно богата, поскольку издавна успешно занималась торговлей и имела крупные земельные владения.
В 1873 году Чэпмен женился на своей двоюродной сестре. Ее звали Эдит Гамильтон Бойд. Эдит тоже была из семьи состоятельных землевладельцев и по происхождению они были равны.
Эдит родила мужу 4 дочерей (с 1874 по 1881 гг. - первая и последняя дочери).
Именно для того, чтобы смотреть за ними, в дом и взяли Сару.
Ну и как водится - строгое воспитание не помогло.
В оправдание 7-го баронета надо сказать, что жена ему досталась сложная. Повернутая на религии. Знакомые и соседи называли ее между собой Святой Гадюкой.
Дама имела два любимых конька для разговоров. Любого зазевавшегося она брала за пуговицу и с жаром долго объясняла ему, что занятия любовью и алкоголь есть величайшее зло на белом свете. Избавиться от нее было очень сложно.
Пока она проповедовала соседям и дрессировала в религиозном исступлении домашних, ее муж стал скатываться от безысходности и тоскливой обстановки в алкоголизм, а еще нашел общий язык с молодой няней, и няня родила в 1885 году прекрасного крепкого сына.
Здесь не надо представлять себе няню в образе несчастной овцеподобной девицы, которая стала покорной жертвой хозяйского произвола.
Характер у Сары был жесткий. Она умела заставить других подчиняться своей воле.
Они все предусмотрели, чтобы Сара родила благополучно, подальше от семьи баронета, который ее и сына регулярно навещал и обеспечивал.
Но в итоге, из-за роковой случайности, влюбленные попались.
И в критической ситуации баронет сбежал от жены вместе с любовницей и их ребенком.
Здесь удивительно, что почтенный отец семейства, бросив все, много лет потом жил на нелегальном положении, но зато с любимой женщиной.
Они назвались фамилией Лоуренс, и семья постоянно переезжала с места на место с тем, чтобы никто не разнюхал их тайну. Они прилагали большие усилия, чтобы запутать следы и не попасться на глаза кому-нибудь, кто знал их историю. Ибо она была страшно позорной по понятиям того времени.
В ходе их сожительства на свет появились 9 детей, но выжило 5 красивых сыновей:
Они шифровались так умело, что их дети узнали то, что они незаконнорожденные, только после смерти отца в 1919 году.
И узнали не все - два сына погибли в Первой мировой в 1915 году так и не прикоснувшись к семейной тайне.
А два к этому времени уже были знамениты. Один - своей деятельностью на Ближнем Востоке, а другой (Арнольд Уолтер (1900 -1991 гг.)), как археолог и историк искусства, в частности - архитектуры.
Я вам рассказала о 2 сыновьях, которые погибли, о двух, которые прославились, но что же еще один?
А у него, самого старшего, Монтегю (1885 - 1971 гг.) все было хорошо. Он стал врачом и почти всю жизнь прожил в Китае.
Их мать Сара умерла в доме престарелых в возрасте 98 лет.
А потомки (дочь и ее дети) остались только у брата - археолога.
Надо сказать, что и Лоуренс Аравийский и его братья все горячо интересовались историей, археологией, отлично рисовали, любили фотографировать и путешествовать.
Все это они почерпнули у своего отца. Который страстно любил то же самое. И вообще был романтиком. А еще - поскольку перед тем как бежать, он подготовил почву в финансовом отношении, и средства у него были - посвящал детям очень много времени. Заразив их своим интересом.
Он и его любимая сделали все возможное, чтобы дать сыновьям отличное образование - даже переехали в Оксфорд в свое время ради этого.
Но вот жениться на матери своих сыновей и узаконить этих самых сыновей баронет по какой-то причине не смог. Поэтому законными наследницами его богатых родственников были только дочери от законного брака. А его титул баронета Чэпмена исчез с его смертью в силу отсутствия законного наследника мужского пола.
Вот такая история семьи Лоуренса Аравийского.
Здесь есть и большая любовь, и позор, и тайна, и романтика... И риск, и храбрость, и решительность... И приключения... И многое в этом ракурсе становится понятно в характере самого Лоуренса...
Ну и хоть не о нем сегодня моя статья, приведу цитату Черчилля о Лоуренсе, поскольку то, каким он был - во многом заслуга его родителей:
...Он был в своем арабском одеянии, оттенявшем все великолепие его облика.
Торжественность его манер, точность его суждений - все казалось возведенным до степени совершенства этой роскошной арабской одеждой и головным убором.
Струящиеся складки ткани придавали больше блеска благородным чертам его лица, изящно очерченным губам и сияющим глазам, полным огня и понимания.
Он выглядел тем, кем и был - одним из величайших властителей, отмеченных самой природой. ...Он произвел на меня то впечатление силы и достоинства, которое потом никогда меня не оставляло...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.