Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил национализировать основные отрасли экономики страны. К основным отраслям экономики относятся все отрасли военно-промышленного комплекса. Их национализация приведет к резкому увеличению выпуска продукции и, соответственно, к повышению обороноспособности и безопасности России. Почему?
Частных оружейных предприятий на Руси никогда не было. Формально они были. Но реально их не было никогда.
Едва появившись на свет, первые оружейные кузницы стали столь дорогостоящими, что содержать их могли либо знатные бояре, либо удельные князья, либо великие князья.
В своей «Истории государства Российского» Карамзин описал интересный случай. Готовясь в походу по призыву Великого Московского князя, бояре должны были, по правилам тех лет, экипировать всех своих совершеннолетних сыновей и к назначенному времени прибыть в дружину.
Один подмосковный знатный боярин имел десять детей. Но смог экипировать только девять из них. Выковать саблю, шлем и кольчугу самому младшему сыну боярская кузница не успела. Боярин прибыл ко двору князя, пал ниц и попросил назначить ему любое наказание. Великий князь был в хорошем настроении, поднял боярина, обнял его за плечи и поблагодарил за то, что девять сыновей прибыли с конями, саблями и холопами. Младшего сына он велел назначить своим оруженосцем.
Как видим, даже знатный боярин не смог обеспечить доспехами и оружием десятерых воинов. Какие тут частные кузницы? Холопы железного оружия вообще не имели, воевали деревянными дубинами, копьями и рогатинами будучи в холщовых портах и рубахах. На одного воина с железным оружием в средневековье приходилось более 1000 воинов без железного оружия.
Огнестрельное оружие стало еще более дорогим. Московский пушечный завод на реке Неглинной был не боярским, а царским, ибо только царь мог содержать столь дорогостоящее производство. Построил завод Иван III. Ближайшее месторождение качественной глыбовой железной руды находилось в 170 км от Москвы на реке Упе (ныне город Тула). Возить руду на телегах по бездорожью было трудно и дорого. 90 процентов привезенной в Москву руды уходило в отходы. Сырого полуфабриката выходило лишь 10 процентов. Из этого полуфабриката и лили стволы.
Наиболее оптимальным решением было построить оружейный или орудийный завод не в Москве, а рядом с месторождением, чтобы не возить за 170 км тяжелый камень. Но настоящие мастера жили только в Москве. А нужны были и литейщики, и кузнецы, и печники. Печи для получения железа уже в давние времена были очень сложными. Для хорошего нагрева их обкладывали кирпичными штюкофенами, клали несколько слоев хорошего каменного угля и руды, соединяли с большим горном. Для получения чистого железа смесь нагревали дважды и трижды, используя большое количество дорогостоящего угля.
В Туле настоящие мастера оружейного дела появились только при Петре I, который основал здесь не частный, а казенный императорский завод и другие горные заводы.
Рабочие казенных горных заводов были такими же крепостными, как крестьяне. Но считались не крепостными, а приписными. Уйти с завода не могли. Если убегали, то их искали, находили, нещадно секли и возвращали на завод. Условия труда были жуткими, эксплуатация труда нещадной, зарплата мизерной.
Однако дореволюционная российская военная промышленность развивалась именно благодаря этим жутким условиям труда, нещадной эксплуатации и мизерной зарплаты. В иных условиях ни кораблей, ни пушек, ни аэропланов не было бы. Даже в этих льготных условиях импотенты из царского правительства так и не смогли до начала Первой мировой войны организовать в России танковое производство хотя бы простейшего отверточного типа. Все сто процентов танков Россия закупала в Англии и Франции.
В 1917 году закончился этап развития казенной российской военной промышленности в условиях царизма и начался этап государственного развития в условиях социализма. Этап начал Ленин, но связан он в основном деятельностью Сталина. Находясь в эмиграции, Ленин прочитал огромное количество свободной западноевропейской прессы и первым понял, что царское правительство наделало столько долгов, что расплатиться с ними будет невозможно ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. Есть лишь один выход: национализировать все предприятия и полностью отказаться от всех долгов царского правительства.
Национализация военной промышленности прошла безболезненно, так как все заводы и раньше финансировались казной. Однако возникли весьма серьезные проблемы с управляющими и снабженцами. Старые управляющие удрали за границу. Новые управляющие происходили из батраков, более трех классов церковно-приходской школы не имели и обладали лишь одним качеством: они были твердыми сторонниками Советской власти. Поэтому они и очутились у руля, хотя рулить не умели.
Снабженцы тоже удрали за границу. Все снабжение заводов, фабрик и мануфактур рухнуло в одночасье: и внутреннее снабжение, и снабжение по линии западноевропейских государств. Пришлось временно отступить и ввести НЭП. За время НЭПа недобитые капиталисты более основательно подготовились к побегам за границу, а победившие коммунисты более основательно продумали планы подъема народного хозяйства.
Осознав степень разрухи, Сталин решил поднять экономику страны, опираясь не на три источника марксизма, а на три основы сталинизма.
Первая основа – рабочая сила ГУЛАГа.
Вторая основа - умственная сила стран, недовольных Версальским мирным договором.
Третья основа - золотая силы Колымы.
Репрессии в стране начались в 1920-е годы. В 1930-е годы они обрели всенародный размах. В 1937-1938 году они достигли апогея. Огромная бесплатная рабочая сила строила огромное количество фабрик, заводов, водных каналов и железных дорог. Лишенная зарплаты и, соответственно, возможности что-либо покупать, эта лагерная рабочая сила не давила на рынки продовольствия и ширпотреба. В свободной продаже появились продукты питания, женские платья, мужские костюмы, галстуки, рубашки, туфли и ботинки. В поздние сталинские годы любой трудящийся мог купить автомобиль «Москвич», а в гастрономах появились рекламные плакаты: «Всем попробовать пора бы, как вкусны бывают крабы». С помощью бесплатного ГУЛАГа была построена практически вся военная промышленность СССР.
Однако с высокими технологиями ГУЛАГ не дружил. Посаженные в тюрьмы конструкторы кое-что создали, но не густо. Высокие технологии следовало покупать за рубежом. И тут на помощь Сталину пришли высокоразвитые Германия, Италия и США. Германия была обижена на страны-победители, недовольна Версальским договором, и была готова дружить хоть с чертом, лишь бы восстановить военную промышленность и взять реванш. Италия некоторое время колебалась между победившими Англией и Францией, и побежденной Германией и, наконец, приняла сторону последней. Америке было наплевать на всех. Предприимчивая Америка быстро поняла, что огромное количество высоких технологией можно отправить в слаборазвитый СССР и за это получить хорошие прибыли.
Достаточно сказать, что Германия дала СССР все дюралюминиевое самолетостроение, Италия помогла организовать производство всех советских морских торпед, США поставили Советскому Союзу технологии производства почти всех авиационных двигателей.
Фундаментом высоких технологий стала Колыма. Колыма была открыта до Сталина. Но до Сталина никто не мог понять, как туда добраться, как там обосноваться и как оттуда возить золото. Сталин одним махом решил все проблемы. Отправив несколько десятков тысяч человек за колючую проволоку, он не разрешил им занимать лагеря санаторного типа на Соловках, а велел освоить новые лагеря в более здоровом сибирском климате. Заключенным было предложено проложить путь до золотых приисков, построить на этих приисках бараки, освоить золотые месторождения и организовать доставку до 100 тонн золота ежегодно в Москву.
Таких золотых объемов не знала ни одна страна мира. Колыма оплатила все высокие технологии всей военной промышленности СССР.
Следующий этап связан с именем Брежнева. Поиграв в демократию, Хрущев выпустил из тюрем десятки тысяч заключенных и тотчас столкнулся с колоссальной проблемой: кто будет химзаводы строить? В поисках выхода он ликвидировал министерства, создал Совнархозы и ослабил роль партии. Страну залихорадило так, что Хрущева с треском сняли, совнархозы закрыли, министерства восстановили. Но заключенных загонять обратно в тюрьмы не стали и Брежневу пришлось решать сложнейший вопрос: как оплачивать все необходимые стране ракеты, самолеты, корабли, танки и пушки, если денег на оплату катастрофически не хватает?
Брежнев нашел новый выход. Он организовал крупнейшие в мире строительные войска, крупнейшие в мире железнодорожные войска и изобрел метод народной стройки.
Один мой знакомый как-то рассказал о том, что все дорогостоящие военные объекты за полярным кругом удалось построить только благодаря строительным войскам Министерства обороны. На строительстве огромных РЛС «Дарьял» вольнонаемный получал вместе со всеми коэффициентами 300 рублей в месяц, а военный строитель – 3 рубля в месяц.
Железнодорожные войска строили и дороги, и мосты, и перевозили грузы по смехотворно низким тарифам. Не будь военных строителей и железнодорожников, страна не смогла бы найти деньги на строительство и десятой части военных объектов.
Метод народной стройки действовал следующим образом. В определенной области начиналось строительство определенного военного производства. В определенный момент выяснялось, что у строительного министерства нет ни денег, ни стройматериалов, ни техники, ни людей, так как количество новых строек зашкаливает. Разумеется, какое-то количество людей и денег выделялось, но совершенно недостаточное. Тогда в действие вступали органы КПСС на местах.
Бюро областного комитета партии отправляло на предприятия и строительные тресты области разнарядки с требованием выделить определенное количество рабочей силы и техники на новую стройку без дополнительной оплаты и без ущерба утвержденным производственным планам.
Директора предприятий выкручивались, как могли. Но людей и технику поставляли и уменьшенными силами выполняли планы, которые никто не уменьшал. Стройки строились, и хотя выделенных на строительство денег катастрофически не хватало, объекты вводились в срок или с небольшим отставанием.
Был в руках Брежнева и еще один козырь. Искусственно установленные смехотворные по мировым меркам цены на авианосцы, тяжелые атомные ракетные крейсера и эсминцы океанской зоны, большие противолодочные корабли, многоцелевые и ударные атомные подводные лодки, тяжелые стратегические бомбардировщики, тяжелые истребители-перехватчики, тяжелые и средние военно-транспортные самолеты, выпускаемые десятками тысяч танки и пушки не менялись десятилетиями. Уступая в бюджете США, СССР выпускал столько же вооружения, сколько США.
Путинский этап оказался самым сложным. Путину пришлось расхлебывать ошибки прошлого. Но наиболее сложными стали не ошибки, которые всегда можно исправить. Наиболее сложным стало наличие рыночной экономики, в условиях которой российский военно-промышленный комплекс не работал никогда за всю свою историю.
Покупать танки по миллиарду рублей за штуку, стратегические бомбардировщики по десять миллиардов за штуку, крейсера по сто миллиардов за штуку, авианосцы по триллиону за штуку Министерство обороны России не может. Стройбаты никто не восстанавливает. Прошел слух о том, что заключенных вновь отправят на ударные стройки. Но ГУЛАГ так и не восстановили…
В этих условиях развитие российской оборонной промышленности может идти только по пути национализации, предложенной Александром Бастрыкиным!
Михаил Первов