Найти тему
Пистис

Март 53 - го.

«Уберите назидательный тон и включите уважение.

Ваш подросток не издевается над вами

— он просто взрослеет»

Переходный возраст. 15 лет. Время взросления. В это время внутренний мир ребенка остаётся «хрупким» и он может поддаваться чужому влиянию очень легко. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени. В подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены, стены дома и школы.

В свои 15 лет моя мама была худенькой темноволосой девочкой, пережившей оккупацию и страшную войну, голод 1947 года и послевоенную разруху. Она с удовольствием училась в школе, у нее было много друзей среди одноклассников и учеников старших классов. 15 лет ей исполнилось в январе 1953.

Март 53 – го был холодным и дождливым. Но в городе Константиновка всё же чувствовалось приближение весны. Мамины подружки освободили свои нежные головы от невзрачных шапок и стали завивать волосы на веревочно – газетные «бигудюшки». Алла – так звали мою маму – получила накануне новые красные ленточки. Весь вечер она прыгала от радости и предвкушения того, как назавтра она будет ходить по школе, выставляя на всеобщее обозрение свои нарядные косы!

На последнем уроке была контрольная работа. Звонок прозвенел, все сидели за партами, не поднимая головы: нужно было успеть решить задания и проверить их несколько раз до окончания урока: это была любимая математика.

Через минуту после начала урока три громких звонка «взорвали» звенящую тишину школьных коридоров! Затем стали слышны поочередные хлопанья дверей и двойной цокот каблучков: директор со старшей вожатой, заместителем и мужчиной в военной форме обходили классы. В наш класс они вошли, чеканя шаг. Все встали из-за парт. По рядам разнеслась волна шепота: «СТАЛИН умер!!!!!» Вошедшие говорили коротко: как себя вести, куда идти и что уроков не будет в ближайшее время. После развернулись и стали быстро уходить. И вдруг мужчина в форме остановил директора и, показав рукой в сторону парты моей мамы, что – то шепнул на ухо вожатой. Та развернулась на сто восемьдесят градусов, подбежала к маме и зашипела ей в ухо: «Немедленно снять ленты! Вырядилась! Сегодня допускаются только черные! Ты, что, корова здоровая, не понимаешь!?» Алла стояла ровно как железный остов флагштока, не двигалась. Вожатая резко наклонила её, ударив лицом об парту, и стала рвать ленты из косичек изо всех сил, не расплетая их. Боль, стыд, ужас и отчаяние заставили Аллу противиться насилию. Неподчинение ещё больше раззадорило девушку и ленты были вырваны с половиной шикарных кос.

Алла потеряла сознание и упала под парту. Через некоторое время очнулась и из – под парты послышался громкий истерический, нечеловеческий хохот, от которого дрожали оконные стёкла и колбы в настенных шкафах!... Аллу вытаскивали из – под парты, изо всей силы хлестали по щекам, поливали водой и грубо обзывали!

Бабушка Вера (мамина мама) увела её домой окольными путями. Несколько долгих суток отпаивала теплой водой, прикладывала холод к распухшим глазам и лицу, пыталась уговорами остановить рыдания и заставить дочь говорить. Отец хотел пойти в милицию и медпункт для фиксации побоев. Но бабушка, обнимая его за колени, остановила его на пороге.

А в это самое время, в столице, море народа заполонило улицы города: люди рыдали, прощаясь с Вождём всех народов!...

Но были и такие (их было очень много), которые шли молча, склонив головы вниз: они шли удостовериться в том, что этот человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО мёртв.