Данная методика принадлежит Панфилову М. А. которая успешно выявляет личностную характеристику ребёнка. Этот тест можно предлагать детям младших и старших школьных возрастов.
Если тестирование проводится массово, например в классе, то каждому ребёнку выдаётся по листу бумаги, желательно формата А 4 и набор карандашей или фломастеров. А далее следует попросить: - «Изобразите кактус на своём листе так, как вы его видите».
На сопутствующие вопросы детей отвечать не нужно. Например: - «Можно нарисовать цветок на нём?» или - «А сколько колючек рисовать?» и так далее.
Интерпретация теста:
1. Наличие обильных и частых игл на кактусе, которые достаточно рядом расположены друг с другом, заявляет об агрессии.
2. Сильное выделение изображения говорит об импульсивности личности.
3. Достаточно большой рисунок, нарисованный по центру, демонстрирует лидерские качества и собственное эго.
4. Совсем мелкий рисунок, который располагается значительно ниже, отображает сильное стеснение и неуверенность.
5. Очень красочный кактус, раскрашенный практически всеми яркими фломастерами, говорит о весёлом настрое и уверенности.
6. Много линий или штриховок в рисунке, сопутствует тревоге.
7. Если кактус растёт в горшке, то это значит, что на первом месте у него семейные ценности, так как он окружён заботой.
8. А вот кактус, который изображён один и без горшка, говорит о нехватке внимания.
9. Цветы на растении, демонстрируют мягкость и доверительные отношения в семье.
Таким образом, это основные характеристики результата, но имеются также более детальные интерпретации в которые углубляться не будем.
А в качестве дополнительной информации по рисунку, можно задать ряд вопросов ребёнку:
1. Какое оно твоё растение?
2. Можно ли к нему прикасаться?
3. Колючий ли он?
4. Хотел бы ли ты, чтобы за ним был уход?
5. У кактуса есть друзья?
6. Когда этот цветок вырастет, то как он изменится?
На самом деле через рисунок, можно много узнать о личности ребёнка и его душевно эмоциональном состоянии.