На этой неделе на Западе было много радости, когда в параде Победы Владимира Путина по Красной площади участвовал всего один танк, который сам по себе был музейной реликвией. Вывод заключался в том, что Россия потеряла так много военного снаряжения на Украине, что это тень военной сверхдержавы, которой когда-то был Советский Союз.
Россия, безусловно, понесла тяжелые потери (хотя любая страна, ведущая войну, имела бы свою военную технику на действительной службе, а не на церемониальном параде). Но мы должны избегать самодовольства. Правда в том, что война складывается не лучшим образом и для Запада – по крайней мере, в одном отношении.
Когда Путин направил танки на Украину 24 февраля прошлого года, западные страны быстро приняли двустороннюю стратегию.
Одним из пунктов было то, что они не будут ввязываться в прямой военный конфликт, но поддержат Украину оружием и другой военной техникой. Некоторые страны действовали быстрее других, и эта часть стратегии увенчалась замечательным успехом. Украине удалось противостоять российским силам и отбросить их из многих районов, даже если исход все еще далек от определенности.
Однако другой аспект оказался слишком прямолинейным: план ведения экономической войны с Москвой, вызывающий финансовый шок и трепет в невиданных ранее масштабах. Россия должна была быть почти полностью отрезана от мира с помощью санкций и бойкотов на весь импорт и экспорт, за исключением гуманитарных товаров, таких как лекарства. Согласно теории, обнищание путинской России привело бы к капитуляции.
Мало кто на Западе осознает, насколько плохо продвигается этот аспект войны. Европа сама заплатила высокую цену за частичный бойкот российской нефти и газа. Импорт ископаемого топлива в Великобританию из России в 2021 году составил 4,5 миллиарда фунтов стерлингов; за год до января 2023 года этот показатель – официально – снизился до 1,3 миллиарда фунтов стерлингов. В 2020 году ЕС получал 39% своего газа и 23% нефти из России; в третьем квартале прошлого года этот показатель снизился до 15% и 14% соответственно.
Но эти цифры не объясняют масштабов неудачи, способной нанести ущерб российской экономике.Вскоре стало ясно, что, хотя Запад был заинтересован в экономической войне, остальной мир - нет. Поскольку экспорт нефти и газа в Европу сократился, Россия быстро увеличила экспорт в Китай и Индию, которые предпочли покупать нефть со скидкой, чем выступать против вторжения в Украину. Хуже того, часть российской нефти, экспортируемой в Индию, похоже, была перекачана обратно в Европу, при этом увеличилось число судов, вывозящих переработанную нефть из Индии через Суэцкий канал.
Похоже, что происходит некоторый отток и в другом направлении. Расследование немецкой газеты Bild выявило тревожный рост экспорта в страны, граничащие с Россией. Импорт немецких автомобилей в Казахстан, например, вырос на 507 процентов в период с 2021 по 2022 год, а в Армению - на 761 процент. Экспорт химической продукции в Армению увеличился на 110 процентов, а в Казахстан - на 129 процентов. Продажи электрического и компьютерного оборудования в Армению выросли на 343 процента. Что происходит с этими товарами, когда они попадают в эти бывшие советские республики, установить нелегко, но одно из вероятных объяснений заключается в том, что они попадают в Россию в качестве перенаправленных торговых потоков. И даже если такие товары формально не реэкспортируются, многие российские граждане сохраняют безвизовый доступ в эти страны и могут провозить товары через границу.
Запад проводил политику, пытаясь нацелить на богатых россиян, в частности, экономические санкции. Но по иронии судьбы именно они могут легче всего получить доступ к западным товарам через перенаправленную торговлю. Это у них двойные паспорта; это они могут позволить себе выезжать за границу, чтобы покупать свои предметы роскоши. За исключением массового глобального бойкота России, очень трудно предотвратить попадание товаров западного производства в руки богатых россиян.
Запад начал свою санкционную войну с преувеличенным чувством собственного влияния во всем мире. Как мы обнаружили, незападным странам не хватает воли ввести санкции ни против России, ни против российских олигархов. Результаты просчета видны всем. В апреле прошлого года МВФ прогнозировал, что российская экономика сократится на 8,5% в 2022 году и еще на 2,3% в этом году. Как оказалось, ВВП упал всего на 2,1 процента в прошлом году, а в этом году МВФ прогнозирует небольшой рост на 0,7 процента. И это все несмотря на то, что война в Украине идет гораздо хуже, чем многие предполагали в феврале прошлого года. Российская экономика не была разрушена; она просто была реконфигурирована, переориентирована так, чтобы смотреть на восток и юг, а не на запад.
Не обязательно было объявлять экономическую войну России. Страна понесла ущерб от западных санкций, даже если ничего подобного по масштабам, которые мы себе представляли, мы не могли нанести. Но если Запад думает, что в будущем он сможет вести войны исключительно экономическими средствами, без бомб или пуль, он сильно ошибается.
Западная военная техника позволила Украине устроить битву Давида с Голиафом, которую она еще может выиграть – и, конечно, избежать аннексии Путиным. Что касается экономических санкций, однако, нам придется подумать еще раз.
The Spectator
Примечание Деньги в Банке: - Авторы статьи продолжают важно раздувать щеки от собственной значимости, но действительность такова, что до победы любой из сторон еще очень далеко, и неизвестно, чем все закончится для Запада, есть вероятность, того, что битва Давида и Голиафа, это не битва безбожной, языческой Украины с Россией, а битва России с Западом. С библейской точки зрения такое сравнение будет более корректно.
Подпишись на Деньги в Банке, здесь не Bloomberg, здесь не врут!